Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОЕКТ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ УЧАЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ ПРОФИЛЬНОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБУЧЕНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Васюк Татьяна Андреевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Лицей №2»,
г. Нижневартовск
Профильное обучение подразумевает не только учебные занятия. Индивидуальный образовательный маршрут старшеклассника намного шире и включает в себя все возможные компоненты образования в школе, что позволяет удовлетворять запросы детей и их родителей:
ü  базовые, профильные и элективные курсы;
ü  профессиональные пробы и практики;
ü  дистанционное обучение;
ü  деятельность в НОУ;
ü  олимпиады, конкурсы, фестивали;
ü  интеллектуально-практические предметные марафоны;
ü  самоподготовка;
ü  портфолио ученика.
В рамках профильного обучения по русскому языку и литературе можно предложить элективные курсы: «Стилистика русского языка», «Подготовка к части С ЕГЭ», «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку»; «Основы стихосложения»; «Сочинение – рассуждение: как писать?» и др. Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.). ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществить психолого-педагогическую поддержку ребёнка, а значит повысить уровень учебной мотивации. Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования.
Обеспечение в школе реализации индивидуально-образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
Модель индивидуального маршрута учащегося, представляет собой открытую систему, включающую следующие системные компоненты:
ü  Концептуальный, который рассматривается в качестве системообразующего и представляет собой совокупность целей, ценностей и принципов на которые опирается деятельность, осуществляемая в рамках индивидуального маршрута.
ü  Содержательный, который включает в себя содержание образования, которое осваивается в процессе реализации маршрута.
ü  Процессуально-технологический, представляющий собой совокупность методических и технологических приемов, способов организации учебной деятельности, которые используются в процессе освоения содержания образования.
Педагогическое осмысление понятия индивидуальный маршрут учащегося позволяет определить его, как персональную траекторию освоения содержания образования на избранном уровне, через осуществление различных видов деятельности, выбор которых обусловлен индивидуальными особенностями учащегося. Педагогический алгоритм реализации индивидуального маршрута учащегося представляет собой последовательность учебных действий участников образовательного процесса и обеспечивает достижение каждым учащимся поставленных учебных целей через использование форм и способов организации работы в наибольшей степени соответствующих индивидуальному стилю учебной деятельности, возможностям и потребностям каждого ученика.
Педагогическое сопровождение учащихся
Необходимыми педагогическими условиями эффективной реализации индивидуальных маршрутов учащихся, являются:
ü  дидактическое сопровождение учащихся в процессе реализации индивидуального маршрута на основе непрерывного мониторинга учебных и личностных достижений.
ü  методическое сопровождение учителя, в процессе решения конкретных учебных и профессиональных затруднений участников образовательного процесса, через систему индивидуального консультирования.
Процесс движения учащихся по индивидуальному маршруту обеспечивает становление и развитие образовательных компетенций на уровне каждого учащегося при условии использования в процессе реализации маршрута:
ü  возможностей для выбора учащимися уровня освоения учебного содержания в соответствии с особенностями и потребностями учащихся;
ü  образовательных технологий, обеспечивающих активную позицию ученика при взаимодействии с информацией и окружающим миром;
ü  аутентичной системы оценивания результатов обучения.
Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: cформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
ü  поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
ü  поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
ü  развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
ü  формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
ü  содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
ü  закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Индивидуальный образовательный маршрут ученика
Профиль обучения: гуманитарная

Этап 1 – диагностический.

Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.

Использованная методика

Сроки

Ответственный

1


Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.

1-2 неделя сентября

Школьный психолог


2


Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».

Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.

1-2 неделя сентября

Классный руководитель

3


Методика Климова И.И. «Карта интересов»

3-4 неделя

сентября

Школьный психолог

4

Опросник Айзенка. Личностные особенности.

3-4 неделя

сентября

Школьный психолог

5

Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор - Филлипс.

3-4 неделя

ноября

Школьный психолог

6

Социометрия. Автор - Дж.Морено.

3-4 неделя

декабря

Школьный психолог

7

Анкета «Образовательные потребности и удовлетворенность учебно- воспитательным процессом».


1-2 неделя октября

Классный руководитель

8

Входные стартовые работы по русскому языку и литературе

2-3 неделя сентября

Учитель - предметник

9

Опросник В.Б. Успенской «Готовность к выбору профессии»;

ДДО (дифференциально-диагностический опросник).


3-4 неделя

октября

Классный руководитель

Школьный психолог

10

Мониторинг состояния здоровья учащихся.


Ежемесячно

Школьный медпункт

Классный руководитель

Родители

Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута.


1


Базовый курс


Учителя - предметники


2


Профильный курс.


Учителя -предметники


3


Элективные курсы по русскому языку, литературе, истории.


Учителя - предметники


4


Подготовительные курсы в высших учебных заведениях.


Родители и обучающиеся

5


Дистанционные занятия или курсы.


Учителя - предметники

Работа с родителями

1

Консультационная работа с родителями выпускников

Ежемесячно

Учитель русского языка и литературы

Прогнозирование - индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»

Предмет

Причина выбора

Форма работы

Ожидаемые результаты


Русский язык

Результативное участие на школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады, дистанционные олимпиады.

Высокий балл на ЕГЭ.

Профильное направление.

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Посещение элективного курса по русскому языку.

Результативное участие на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.

Высокие результаты на ЕГЭ.


Элективный курс.

Индивидуальные консультации.

Дистанционное обучение

(консультации) через сайт и блог учителя в актированные дни и на карантине.

Высокие результаты на ЕГЭ.

Результативное участие на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады.


Литература

Работа над сочинением.

Жанры.

Успешная сдача ЕГЭ по литературе.

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Посещение элективного курса по литературе.

Результативное участие на городском этапе Всероссийской олимпиады, во всероссийских конкурсах.

Высокий балл на ЕГЭ.


Английский язык

Успешная сдача ЕГЭ по английскому языку.

Индивидуальные и дистанционные консультации.

Посещение подготовительных курсов в университете.


Успешная сдача ЕГЭ по английскому языку.

Результативное участие на городских и дистанционных олимпиадах, овладение языком.



Обществознание


Результативное участие в различных конкурсах по предмету.

Посещение занятий ДО.


«Интеграция с другими специалистами»

Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, руководителем НОУ и учителями - предметниками.

сентябрь

Карта познавательной деятельности ребенка.



Разработка индивидуального образовательного маршрута учителями – предметниками.

октябрь

Индивидуальный образовательный

маршрут

Прохождение тестов в городскую школу одаренных детей по выбранным предметам.

Сотрудничество с НГУ, МБУ ЦРО.


октябрь

Расписание посещений занятий

Диагностирование, рефлексия школьным психологом, руководителем НОУ, учителями – предметниками.

ежемесячно

Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками.

Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии. Классный руководитель

ежемесячно

Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка.

Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»

Планирование

Мероприятия

Результат

Подготовка к участию на муниципальном и школьном этапах Всероссийской олимпиады.


1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.

3. Посещение занятий «Путь к вершине» ДО.


Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературе, английскому языку.


1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.


Подготовка к участию в городском слете НОУ.


Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя)


Подготовка к участию в городских творческих конкурсах. (по мере поступления положений).


1. Индивидуальные консультации учителей – предметников.

2. Индивидуальная работа.



Подготовка материалов и участие во Всероссийском конкурсе сочинений в ХМАО- Югре.

Индивидуальная работа.


Самообразование и дистанционные консультации

Русский язык

1. Лексические нормы. Лексическая сочетаемость. Многозначность. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Стилистическая окраска слов. Диалектизмы. Жаргонизмы. Устаревшие слова. Неологизмы. Заимствования в русском языке. Плеоназм.

3. Ударение. Литературное произношение и фоника.

4. Морфология. Стилистика.

Зачет

Тестовое задание

Зачет

Литература

1.Сопоставительный анализ стихотворений. План анализа.

2.Изобразительно-выразительные средства языка как средства создания образа в художественном произведении.

3.Жанровое своеобразие художественных произведений.

4.Комплексный анализ прозаического произведения.

Письменный анализ.

Зачет

Зачет

Анализ рассказа А.П. Чехова «Студент».

«Определение способов оценки и самооценки успехов ученика»

Самооценка: «Что я хотел?»

«Что я сделал для достижения цели?»

«Чему научился?»

«Что необходимо сделать ещё?»





Оценка педагога






Портфолио за 2020-2021 учебный год


Олимпиады


Заочные, дистанционные конкурсы

Городские конкурсы

Городской слет НОУ, научные конференции.



Индивидуальный учебный план выбрал_________________________________ (подпись учащегося)
Согласован с родителями___________________________________________ (подпись родителей)
Дата________________________________________________
Формы аттестации учащихся.
ü  текущая успеваемость;
ü  аттестация по итогам периода, по итогам года, по итогам курса;
ü  зачеты;
ü  нетрадиционные формы аттестации: использование накопительной и рейтинговой системы оценивания элективных курсов;
ü  по окончании 10 класса проводятся переводные испытания по профильным; предметам.
Ожидаемый результат:
ü  успешное освоение учебных дисциплин и достижение уровня образованности, соответствующего профильному образовательному стандарту.
ü  достижение уровня допрофессиональной компетентности, т.е. готовности к осознанному выбору профессии: понимание особенностей выбранной профессии; оценочное соотнесение профессиональных намерений и собственных возможностей; подготовленность в предметной области, необходимой для получения дальнейшего профессионального образования.
Февраль 2021