педагог-психолог,
ГБДОУ № 43 Пушкинского района
Санкт – Петербурга
Недавно остро встал вопрос о дистанционном общении с дошкольниками. Целевая аудитория такого общения – это дети и члены их семей. Целью такой работы является создание условий для привлечения семей воспитанников к конструктивному взаимодействию с сотрудниками детского сада.
Дистанционное консультирование, как и другие виды дистанционных услуг - это ответ специалистов на современные условия жизни, на развитие революционных технологий в сфере информации. Поэтому данный вид помощи имеет определенные преимущества.
Этот вид консультирования удобен в практической плоскости: родителям и детям не нужно выходить из дому. К тому же экономится время; немаловажный фактор – оперативность связи: стороны связываются в удобное для них время и так часто, как это может возникать необходимость.
Дистанционная работа заставила более пристально изучить вопрос подачи материала на расстоянии.
Поэтому, в привычный набор методов и подходов в работе педагога-психолога с родителями, из-за сложившейся ситуации, необходимо внести некоторые коррективы с учетом дистанционного режима:
- применение форм и методов экстренной и кризисной психологической помощи, с целью быстрого снижения возможных негативных эффектов (паника, тревожность);
- психологическое консультирование родителей, в т.ч., направленное на развитие умений справляться с изменившимися условиями жизни;
- обучение их навыкам саморегуляции;
- обучение возможностям выхода из состояния дискомфорта, повышения стрессоустойчивости в домашних условиях, повышения уровня коммуникации в семье.
Чтобы предоставить родителям актуальную информацию необходимо выбрать приемлемую дистанционную форму взаимодействия.
Наиболее подходящее средство общения педагога-психолога с родителями – это консультирование посредством сети Интернет. У этой формы общения есть свои плюсы:
- возможность быстро обрабатывать информацию,
- оперативно получать обратную связь,
- возможность быстро доносить до родителей нужную информацию.
Использование такой формы общения и взаимодействия с родителями реализуется на основании принципа конструктивного диалога.
Консультации можно организовать как онлайн, так и оффлайн.
Для проведения онлайн-консультации необходима хорошо организованная площадка для общения, технические возможности, ресурсы. Помимо этого психолог должен хорошо владеть информационными технологиями, чтобы полноценно подготовиться и провести качественную работу.
Другой формой является оффлайн-консультация, когда педагог-психолог делает видеозапись, разрабатывает рекомендации и отправляет их родителям в контактную группу.
Работу с родителями можно начать с проведения анкетирования, чтобы уточнить, в какое время и по каким вопросам они хотели бы получить консультацию. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать специфику ресурсов семьи и семейного воспитания ребенка, выработать тактику своего общения с каждым родителем.
Чтобы привлечь внимание, вызвать желание родителей принять участие в консультации педагога-психолога, вы можете яркие памятки, буклеты в формате изображений, объявления о предстоящей консультации:
· отправить в родительские чаты каждой группы через социальные сети Контакт,WhatsApp, Viber;
· разместить на сайте вашего ДОУ;
· репостнуть на свою страницу в социальной сети..
После установления контакта с родителями, консультирование можно перевести в другой формат общения посредством телефонной связи, электронной почты, WhatsApp– видео, Skype, где можно получить оперативную обратную связь, задать вопросы и сразу получить на них ответы.
В целях психологического просвещения родителей в официальных группах, можно разместить консультации, рекомендации по оказанию помощи в воспитании, развитии и обучении с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей; осуществить профилактику; обучить навыкам саморегуляции; оставить аудиозаписи, полезные ссылки, электронные ресурсы.
Материал должен содержать достоверную информацию. Существуют известные и проверенные интернет-платформы, на которые вы можете опираться в своей работе, где представлены уже готовые памятки, рекомендации, консультации по определенным темам.
С помощью интернет – технологий возможно:
- разрабатывать и проводить дистанционные тренинги, психологические игры для родителей;
- рассылать тесты и анкеты через электронные почты;
- создавать тесты с помощью Google-формы;
- создавать интернет – анкеты;
- создавать онлайн опросы;
- создавать мультимедийные компоненты, видео-лекции, презентации, подборку мультфильмов и др.
Представленные возможности и их развивающий потенциал позволяют говорить о том, что использование консультаций в дистанционном формате в практике работы педагога-психолога с родителями позволяет способствовать развитию родительской компетентности и выстраиванию работы психолога с родителями на новом уровне.