Высшая школа делового администрирования
Конференции

РОЛЬ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Филиппова Ольга Васильевна,
учитель начальных классов,
МКОУ «Казьмадемьяновская ООШ»
Воронежская область,
Чеснокова Наталья Ивановна,
учитель начальных классов,
МКОУ "Кондрашкинская ООШ имени кавалера ордена
Мужества Дениса Александровича Налетова"
Воронежская область,
Леденева Галина Алексеевна,
учитель начальных классов
КОУ ВО «ЦЛПДО»
г. Воронеж
Одна из наиболее активно обсуждаемых в последние годы форм образовательных услуг – это обучение с использованием глобальной сети INTERNET или дистанционное обучение. Представление и мнение о целесообразности такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные. Еще недавно дистанционной считалась практически любая методика обучения, при которой хотя бы часть материалов выдавалась на руки для самостоятельного изучения. Особой роли не играл и носитель информации: бумажный или магнитный.
В современном обществе не актуальны традиционные методы обучения. К тому же привлекательность ДО объясняется не только рассредоточенностью преподавателей и учащихся в пространстве, но и возможностью учиться в любое удобное для учащихся время. Знание в современном обществе все в большей степени становится товаром и, как любой товар, требует хорошей упаковки и соответствующих способов распространения. Преподаватель как единственный носитель знания в традиционном учебном процессе не удовлетворяет этим требованиям.
Занимая по форме промежуточное положение между очным и заочным, дистанционное обучение есть явление совершенно особое, не сводимое к первым двум. Специально разработанная оболочка должна обеспечивать полный набор инструментов, позволяющих обучать индивидуально, обеспечивать всю информационную поддержку в соответствии с учебными планами, тестирование и самотестирование, систему итоговых контрольных мероприятий и т. п.
Субъектами дистанционного обучения являются все участники совместного дистанционного учебного процесса независимо от их пространственного и временного присутствия, в результате которого каждый их них приобретает свою систему знаний, умений и навыков, личностных качеств, являющимися новыми для него по отношению к уже имеющимся.
Процесс обучения включает в себя самостоятельное изучение учебно-методических материалов под руководством учителя, выполнения контрольных заданий в виде тестов по каждому разделу учебно-практического пособия, вывод итоговой оценки. В период самостоятельного изучения обучающийся может консультироваться с педагогом с помощью телефона, телефакса, электронной почты и других возможных средств связи.
Стадия контроля знаний состоит в предъявлении обучаемому тестовых заданий, выбираемых в соответствии с целями и задачами тестирования, и в учете получаемых вариантов ответов. Можно утверждать, что множество предъявленных заданий отображает ту область эталонной модели знаний, с которой и должна, в конечном итоге, сопоставляться реконструируемая модель знаний обучаемого. Вычленение этой области и последующее заполнение ее слотов вариантами ответов, выбранными обучаемым, и составляет сущность формирования подлежащей оцениванию модели знаний.
Характерными особенностями дистанционного образования являются гибкость (каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения курса, дисциплины и получения необходимых знаний по выбранной специальности), модульность (каждая отдельная дисциплина или ряд дисциплин, которые освоены обучающимся, создают целостное представление об определенной предметной области), дальнодействие (расстояние от места нахождения обучающегося до образовательного учреждения не является препятствием для эффективного образовательного процесса), асинхронность (подразумевается тот факт, что в процессе обучения обучающий и обучаемый могут реализовывать технологию обучения и учения независимо во времени, т.е. по удобному для каждого расписанию и в удобном темпе), а также охват, рентабельность, новые информационные технологии, социальность, интернациональность.
Февраль 2021