Высшая школа делового администрирования
Конференции

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Новикова Людмила Ивановна,
социальный педагог,
МОАУ «СОШ № 68»,
г. Оренбург
Существует несколько определений понятия «дистанционное обучение».
В Концепции создания и развития дистанционного обучения в РФ приводятся следующие определения.
Дистанционное образование – «комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.)».
Дистанционное обучение – «новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации».
Дистанционное обучение – «это новая ступень заочного обучения, на которой обеспечивается применение информационных технологий, основанных на использовании персональных компьютеров, видео- и аудиотехники, космической и оптоволоконной техники».
Дистанционное обучение – это «взаимодействие преподавателя и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность» и «это самостоятельная форма обучения, информационные технологии в дистанционном обучении являются ведущим средство».
В законе «Об образовании Российской Федерации» «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
Из этого множества определений наиболее точным считается следующее: дистанционное обучение – это «совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения».
Правовые основы дистанционного обучения содержатся в действующем Законе РФ «Об образовании». Порядок использования дистанционных образовательных технологий утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» от 4 апреля 2014 года.
Согласно статье 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» «организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования». В соответствии со статьёй 32 Закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение самостоятельно в использовании и совершенствовании методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.
При этом в образовательных организациях, реализующих дистанционное обучения должен быть определенный пакет документов, регламентирующих данную деятельность.
К ним относятся:
·           документы федерального, муниципального уровня по организации дистанционного образования;
·           приказ ОО о назначении ответственного лица за организацию работы в проекте;
·           приказ ОО о назначении преподавателей (педагогов-предметников), работающих в проекте «Дистанционное образование»;
·           приказ на детей, участвующих в проекте;
·           база данных на детей и педагогов, работающих с ними;
·           программно-методическое обеспечение;
·           календарно-тематическое планирование педагогов, работающих в проекте;
·           локальный акт ОО по организации и осуществлению дистанционного образования в учреждении;
·           функциональные обязанности педагогов-кураторов;
·           должностная инструкция преподавателя;
·           договор на организацию обучения посредством дистанционных технологий с применением средств компьютерной техники и связи;
·           пакет документов на обучающегося (заявление родителей, учебный план, расписание занятий).
Согласно Закону «Об образовании в Российской Федерации» «при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся».
Таким образом, «в зависимости от принятой дистанционной образовательной технологии образовательному учреждению необходимо располагать набором специально оборудованных помещений, обеспечивающих проведение образовательного процесса по всем дисциплинам в соответствии с государственными образовательными стандартами. Все помещения и рабочие места должны соответствовать установленным требованиям».
Существует большой набор средств, которые могут быть использованы для организации взаимодействия обучающегося и учителя. Наиболее широкое распространение получили следующие:
·           Электронная почта. Данная форма взаимодействия доступна для обучающихся и среднего, и начального звена. Преимущество заключается в том, что обучающийся может выполнять задание в удобное для него время, используя все необходимые ресурсы. Недостаток же в том, что преподаватель не может в реальном времени «сопровождать» и «направлять» учащегося.
·           Использование программы «Скайп» (Skype), позволяющей общаться через сеть интернет по всему миру. В этом случае преподаватель может давать необходимую консультацию непосредственно в процессе выполнения работы, обсуждать с обучающимся ход её выполнения, полученные результаты, вносить необходимые поправки. Сложности возникают с визуализацией работы учащегося, так как это происходит либо через веб-камеру, а качество сигнала не всегда позволяет это сделать, либо через электронную почту, что опять же приводит к «растянутости» во времени.
·           Гугл-документы. Данный ресурс можно использовать и при работе с документами, и с презентациями, и с таблицами. При этом доступ к ним может быть одновременным, т.е. преподаватель «видит», как обучающийся выполняет задание, может корректировать его работу. Недостаток данного ресурса в том, что есть ряд стран, которые ограничивают работу данного браузера и использование его ресурсов становиться невозможным. (см. приложение 4)
Возможно также использование различных чатов, блогов, форумов, видеоконференций и т.д.
При выборе средства организации взаимодействия с обучающимся преподаватель прежде всего должен ориентироваться на те, которые доступны учащемуся в силу возраста и навыков работы с информационно-компьютерными технологиями, но при этом необходимо постепенно знакомить его и другими, так как это создаст у ребёнка дополнительную мотивацию, сделает процесс обучения более разнообразным, поможет повысить качество освоение учебного материала.
Дистанционное обучение, имеет ряд неоспоримых преимуществ.
·           Персонификация обучения. Обучающийся сам или с помощью родителей, преподавателя может определить скорость изучения учебного материала, время прохождения обучения, объём изучаемого материала. При этом не регламентируется время выполнения задания.
·           «Дистанционное обучение предоставляет возможность получить намного больше информации, позволяющей оценить знания, навыки и умения, полученные в результате прохождения дистанционного обучения. В том числе: время, затрачиваемое на вопросы, количество попыток, вопросы или задания, которые вызвали наибольшие трудности и т.д.», что позволяет намного гибче управлять проводимым обучением.
·           Проведение обучения обучающихся, имеющие ограниченные возможности.
·           «Доступ к качественному обучению лицам, по тем, или иным причинам, не имеющим возможности проходить обучение в традиционной очной форме».
·           «Использование современных информационных технологий при дистанционном обучении позволяет выстроить эффективную систему управления обучением, построенную на возможности сбора значительно большей информации о прохождении обучения слушателем дистанционного обучения по сравнению с традиционным очным обучением».
·           Возможность использовать неограниченное количество источников получения информации. Средства новых информационных технологий обеспечивают обучающихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов обучающимся могут предлагаться:
·           компьютерные обучающие программы;
·           электронные учебные пособия;
·           компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
·           электронные справочники;
·           учебные аудио и видеоматериалы;
·           информационные материалы.
Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.
·           Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт концентрированного представления учебной информации и мультидоступа к ней.
·           «Использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий, что обучает и работе с ними».
·           «Обучение в максимально комфортной и привычной обстановке, что способствует продуктивному обучению», снятию эмоционального напряжения.
·           Возможность выбора учреждения, в котором будет происходить обучение. Оно не обязательно должно располагаться в непосредственной близости от места проживания учащегося.
·           «Дистанционное обучение расширяет и обновляет роль преподавателя, который должен координировать познавательный процесс, постоянно совершенствовать преподаваемые им курсы, повышать творческую активность и квалификацию в соответствии с нововведениями и инновациями».
·           «Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.»
·           «Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии».
Но наряду с преимуществами дистанционное обучение имеет и ряд недостатков. К ним можно отнести:
·           Отсутствует личное взаимодействие обучающегося с преподавателем и сверстниками, которое очень важно особенно в начальных классах. Эту проблему отчасти может решить общение по телефону, скайпу, электронной почте, через социальные сети, но полностью заменить его не может. В связи с этим в начальной школе важно наряду с дистанционными занятиями организовывать и очные.
·           Обязательное наличие высокой степени самоорганизации обучающегося, родителей, так как большую часть учебного материала ребёнку приходится осваивать самостоятельно. Не секрет, что даже самый сознательный и ответственный обучающийся может
·           «Необходим постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов (электронных учебников, видеоматериалов и т.д.). Для этого нужна хорошая техническая оснащенность дома» и учебного заведения, предоставляющего данную услугу, что не всегда возможно, особенно в удалённых местах нашей страны.
·           Обучение ведётся преимущественно в письменном виде, а обучающихся необходимо учить излагать свои мысли и в устной форме.
·           Неготовность участников образовательного процесса, и прежде всего преподавателей, к осмыслению и овладению современными педагогическими и информационными технологиями для организации учебного процесса в дистанционной форме.
Таким образом, можно сделать вывод, что дистанционное взаимодействие обучающегося и преподавателя имеет ряд преимуществ перед традиционными формами обучения, открывает больше возможностей перед обучающимся, помогает снять эмоциональное напряжение, пространственные и временные преграды, делает доступным образование для любого ребёнка.
Список литературы
1.         Википедия. Дистанционное обучение https://ru.wikipedia.orgя/wiki/%C4%E8%F1%F2%E0%ED%F6%E8%EE%ED%ED%EE%E5_%EE%E1%F3%F7%E5%ED%E8%E5
2.         Дистанционное обучение http://www.web-learn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12&Itemid=17
3.         Дистанционное образование: плюсы и минусы http://dtraining.web-3.ru/introduction/okandbaddo/
5.         Дистанционное обучение в школе http://www.омалышах.рф/ rost-i-razvitie-rebenka/obuchajushie-programmy/126-distantsionnoe-obuchenie-v-schkole
6.         Дистанционное обучение. Преимущества и недостатки дистанционного обучения http://cmet4uk.ru/publ/5-1-0-67
7.         Кодексы и Законы РФ
http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/
8.         Концепция внедрения систем электронного дистанционного обучения в деятельность образовательных учреждений Российской Федерации http://www.openclass.ru/node/289858
9.         Краткая история дистанционного образования http://xreferat.ru/71/5846-1-kratkaya-istoriya-distancionnogo-obrazovaniya.html
10.      Понятие дистанционного обучения
http://informatizaciya.forum2x2.ru/t33-topic 1
12.      Преимущества дистанционного образования
http://mba.ru/articles/283-preimushchestva-distantsionnogo-obrazovaniya
13.      https://mega-talant.com/biblioteka/doklad-na-temu-distancionnoe-obuchenie-kak-odna-iz-form-organizacii-uchebnogo-processa-94524.html
Февраль 2021