воспитатель,
МБДОУ «Детский сад 116»
г. Воронеж
2020 год внес свои коррективы во все сферы жизни. Привычная жизнь претерпела серьезные изменения. В условиях пандемии всем пришлось и приходится жить и работать в режиме самоизоляции. Эти изменения затронули каждого. Образование не осталось в стороне. Оно вышло на новый формат взаимодействия всех членов этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.
В сложившихся условиях деятельность педагога предусматривает основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме.
Дистанционное образование – образование на расстоянии, без непосредственного контакта с педагогом и другими детьми. Целостность дистанционного образования дошкольников заключается в том, что детям и родителям в доступной форме предлагается учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучают и выполняют задания педагогов.
Главная цель дистанционного образования – предоставить каждому ребенку возможность получения образования на дому в удобное для него время и в удобном для него темпе.
При этом дистанционное обучение может реализоваться с помощью синхронных и асинхронных методик. Синхронное обучение – это обучение в режиме «онлайн», когда ребенок с родителем и педагог находятся у автоматизированного рабочего места, занятие проводится по заранее составленному расписанию. Асинхронное обучение – это режим «оффлайн», когда местонахождение и время не является существенным, т.к. все взаимодействие организовывается в отложенном режиме. В данном случае родитель может воспользоваться предлагаемым учебным материалом в любое удобное для него время.
Так же дистанционное обучение может реализовываться в формах: онлайн занятия и консультации, видео и фото мастер-классы, виртуальные экскурсии, презентации, вебинары, онлайн - конференции, форумы, конкурсы и олимпиады, сайты.
Но не стоит забывать, что образование ребенка в дистанционной форме потребует и от педагога, и от родителей соблюдения некоторых правил.
Родителям для создания образовательного пространства в домашних условиях необходимо продумать, где удобнее всего расположить рабочее место для совместных занятий, необходимо наладить с ребенком диалог, дружелюбное и уважительное общение.
Ребенок должен сам понять, что это та же самая игра, что и в детском саду, только в других условиях. Важно соблюдать режим дня (время бодрствования и сна, время образовательной деятельности, прием пищи и т.д.)
Со стороны педагога нужно понимать, что дистанционное обучение предполагает наличие мотивации у ребенка к получению новых знаний. Поэтому педагогу необходимо так преподнести материал, чтобы родитель, показав его ребенку, смог заинтересовать его, пробудить интерес к познавательной деятельности. Здесь большое значение имеет наглядность предлагаемого материала. Использование мультимедийных элементов способствует лучшему восприятию и запоминанию материала, т.к у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Занятия с использованием электронных устройств должны строго регламентироваться как по длительности, так и по их количеству в соответствии с возрастными возможностями детей. Дистанционное обучение не должно рассматриваться только как многочасовое включение ребенка в онлайн-работу. Необходимо помимо онлайн-обучения активно использовать другие формы дистанционной работы и чередовать разные виды деятельности.
Конечно, развитие системы дистанционного обучения дошкольников потребует еще много усилий, направленных на совершенствование нормативно-правовой базы по отношению к данной проблеме; совершенствование материально-технической базы ДОО; разработку методических рекомендаций для педагогов. В итоге, если рассматривать дистанционное обучение как деятельность, направленную на повышение качества и доступности дошкольного образования, то, в дополнение к традиционным формам обучения, его использование позволит выполнить новый заказ общества.