Высшая школа делового администрирования
Конференции

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Щинова Валерия Витальевна,
учитель-логопед,
МАДОУ № 586,
г. Екатеринбург
Одной из задач ФГОС ДО является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
Профессиональная деятельность учителя-логопеда в сложившихся, эпидемиологических условиях требует обновления компетенций. Одним из инновационных направлений педагогической практики становится логопедическая работа с применением дистанционных образовательных технологий. Согласно статьям 13 и 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», - это технологии, реализуемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. При реализации образовательных программ должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, обеспечивающей освоение учебного материала в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Исходя из этого активно развивается модель дистанционного логопедического занятия.
Дистанционное логопедическое занятие – это особая форма организации учебной деятельности, при которой специалист руководит индивидуальной или групповой работой воспитанников при помощи комплекса дидактических материалов, методов и приемов на основе информационно-коммуникационных технологий, реализуемые средствами internet-технологий или другими средствами, предусматривающие интерактивность.
Дистанционное обучение предусматривает все компоненты учебной деятельности: принципы, цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения.
Цель дистанционных логопедических занятий – коррекция нарушения речи в сочетании стимуляции всех компонентов языковой деятельности, сенсорных и психических функций.
Основными задачами дистанционного сопровождения является:
·           выявление детей с первичной речевой патологией;
·           коррекция речевых нарушений;
·           разъяснительная работа причин речевых нарушений и помощь их преодоления;
Логопедическое сопровождение в рамках дистанционного обучения строится по тем же принципам, что и в дошкольном учреждении:
·           систематичности и последовательности;
·           наглядности;
·           сознательности и активности;
·           доступности и посильности
·           учета возрастных особенностей
·           принцип комплексности
·           принцип учета зоны ближайшего развития;
·           взаимодействия усилий ближайшего социального окружения
Данные принципы реализуются специфичными способами, обусловленными спецификой новой формы коррекционно-развивающего обучения, возможностями информационной среды, сети интернет.
Поэтапная, систематическая работа на дистанционных логопедических занятиях направлена на обеспечение коррекции различных видов речевого недоразвития детям с проблемами в освоении системы родного языка, оказания им квалифицированной помощи в освоении основной программы с учетом особых образовательных потребностей по средствам IT-технологий в удаленном доступе.
Система дистанционной коррекционно-развивающей деятельности включает в себя:
·           Диагностика речевого развития ребенка. С целью выявления проблем в речевом развитии детей проводится скрининговое исследование детской речи, задача которого состоит в выявлении возможных затруднений в развитии речи детей.
·           Работа по коррекции и развитию речи.
·           Консультативная деятельность.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения фонетико-фонематическое, общее недоразвитие речи.
Работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
·           Развитие фонематического восприятия и других фонематических процессов (дифференциация звуков речи, звуко-буквенного синтеза и анализа, слогового анализа и синтеза);
·           Развитие артикуляционного, голосового аппарата и просодической стороны речи;
·           Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
·           Формирование, развитие и совершенствование грамматической стороны речи;
·           Развитие связной речи;
·           Профилактика нарушения письменной и устной речи, подготовка к обучению грамоте;
·           Развитие психических процессов, связанных с развитием речевой функции: зрительного и слухового внимания, памяти, восприятия, сенсомоторных координаций, пространственного ориентирования, наглядно-образного, словесно-логического мышления.
Работа над данными направлениями, в условиях дистанционного обучения возможна в различных формах:
·           Онлайн занятия с использованием дистанционных технологий аудио и видеоконференций через программу Skype или Zoom. При проведении онлайн-занятия педагог традиционно использует программу Power Point с функцией «демонстрации экрана», применение интерактивных игр.
·           Офлайн занятие (видеозаписи занятий, упражнений)
·           Онлайн консультирование родителей,
·           Блог учителя-логопеда (материалы доступны для чтения родителей, обратная связь, комментарии, советы по проведению занятий с детьми дома)
·           Электронная почта, социальные сети (WhatsApp,Telegram)
К сожалению, работа в дистанционном формате подходит не всем детям. Для работы в дистанционном режиме у ребенка должно быть сформировано произвольное внимание (хотя бы кратковременное) и учебные навыки (особые трудности возникнут у детей с СДВГ). Ребенок должен понимать плоскостные изображения.
В организации занятий с ребенком в дистанционном формате необходимо выделить рекомендации, касающиеся подготовки рабочего места ребенка и логопеда, технические требования к организации обучения, формы предъявления материала.
Длительность занятия с ребенком должна соответствовать требованиям СанПиН РФ (в соответствии с возрастом ребенка).
Структура занятия в дистанционном режиме может как повторять привычную ребенку и педагогу структуру, так и отличаться от нее. Необходимым является рациональное чередование зрительной и двигательной нагрузки. Смена видов связи в ходе занятия, как и смена видов деятельности, является средством активизации внимания ребенка.
Работа с родителями в рамках дистанционного обучения очень важна. В отличие от очной формы, педагог не может непосредственно мотивировать ребенка, удерживать его в рамках занятия, обеспечить присутствие ребенка на занятии и выполнение им заданий педагога. Эта роль в дистанционном обучении отводится родителям. Одним из основных направлений работы с родителями является повышение мотивации к занятиям всей семьи.
Необходимо на самых первых занятиях разъяснить планируемые цели и приблизительные сроки их достижения.
Таким образом практика дистанционной работы доказывает, что при правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ к данному формату проведения занятий, учета индивидуальных запросов и пожеланий ученика, достигаются ощутимые результаты коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями.
Февраль 2021