Высшая школа делового администрирования
Конференции

PЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ ДИСТАНЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Швецова Яна Владимиовна,
воспитатель,
ГБОУ N661
ОДОД Приморского района
г. Санкт-Петербурга
Дистанционное обучение – это способ обучения на расстоянии. Технология дистанционного обучения одна из перспективных в системе образования. … Её особенность в том, что у детей есть возможность получать знания самостоятельно.
Дополнительно образование в жизни ребенка очень важно. Oно помoжет его развитию, самореализации только в том случае, если осмысленно подойти к выбору секции или кружка. И кoнечно же, в систематическом посещении.
В вeке технологий и интернета, такое возможно. В мире активно и довольно успешно практикуется дистанционное обучение учащихся в школах, техникумах, вузах, а также в системе дошкольного и дополнительного образования.
Дополнительные занятия помогут рационально организовать свободное от школы время ребенка, социализироваться и способствуют гармоничному развитию личности. Такие занятия формируют самостоятельность и ответственность, развивают память и мышление. Квалифицированные педагоги смогут развить не только имеющиеся способности ребенка, но и выявить его скрытые таланты и способности. Это несомненно повысит самооценку ученика и даст толчок для выбора будущей профеccии.
Безусловным преимуществом дополнительного образование является возможность приучить ребенка к самостоятельности. В определенный кружок или секцию записывают, исходя из его интересов, стремлений и желаний. Занятия на различных секциях предполагают иное общение и обучение, нежели в школе. На занятиях царит неформальная обстановка и ученики могут спокойно общаться друг с другом, не переставая познавать новые горизонты знаний. Нет диспинарных рамок. Учителя более лояльно относятся к своим подопечным, нет строгой системы оценок – все направленно на комфортное для ребенка получение интересной и новой информации. Ребенка получает возможность завести новых друзей, улучшить коммуникационные навыки. Как правило, занятия проводятся в специально оборудованных классах с тематическим оформлением и специальным оборудованием. В перерывах ученики могут спокойно отдохнуть, обдумать новый материал, обсудить его с другими и педагогом. Однако, не смотря на множество достоинств дополнительного образования, как и любая другая система, оно имеет и недостатки.
Одни из главных минусом – это значительное уменьшение свободного времени и рост нагрузки на организм. Если ребенок посещает после школы еще несколько кружков или секций, то времени будет хватать только на подготовку домашнего задания, а на игры и отдых практически не останется. Выходные дни зачастую тоже расписаны родителями буквально по часам, поэтому детям порой не хватает времени даже для прогулок. Выходом для этой ситуации станет осмысленный выбор одного кружка или секции, чтобы избежать чрезмерной загруженности.
Еще одной проблемой могут стать вопросы здоровья и общего самочувствия ребенка при неправильном выборе вида дополнительного образования. При поступлении в спортивные секции необходимо учитывать физиологические и психологические особенности и способности ребенка.
Приведем рекомендации по разработке и проведению дистанционного занятия.
Для художественной направленности
Материально-технические требования:
·           Персональный компьютер (ПК), или: ноутбук планшет с Веб камерой и возможностью выхода в интернет;
·           Смартфон с наличием фотоаппарата (фотоаппарат);
·           Видео техника (для съемки видео урока);
·           Выход в интернет.
Возможные формы взаимодействия с обучающимися:
Взаимодействие с помощью электронной почты — организация общения педагога с семьей обучающихся и с самим обучающимся, где участники ведут переписку друг с другом в удобное для них время. Педагогами, на электронные адреса учащихся направляются информационные материалы, задания. Учащимися педагогу направляются фотоматериалы выполненных заданий.
Как вариант, возможно организация единой электронной почты, которая заводится на группу и служит каналом связи между специалистами, родителями и учениками. Пароль и логин доступны каждому родителю и специалисту группы. На связанный с электронной почтой диск, каждую неделю вносятся ряд образовательных контентов (материалы, задания, рекомендации и прочее). Материалы размещенные на диске доступны для просмотра и скачивания.
Взаимодействие с помощью организации группы в социальных сетях — организация общения педагога с обучающимися в установленное время. В данной форме общения ведется диалог между учителем и учениками непосредственно «здесь и сейчас». Данная форма удобна для организации обратной связи ученика с учителем, так как в диалоге можно провести и озвучить анализ выполненных заданий, таким образом обеспечить дух соревнования.
WhatsApp. Индивидуальные занятия, возможно, организовать средствами WhatsApp, где обучение проводится в реальном времени в режиме офлайн. Данная система позволяет вести диалог, беседу с учащимися, проводить опрос, настроить видео изображение ученика/педагога, демонстрировать наглядный материал в цифровом формате, вести переписку.
Виды дистанционных занятий:
·           Анонсирующие занятие. Цель — привлечение внимание учащихся, обеспечение мотивации для активной учебной деятельности. Может быть записано на компакт-диск и выставлено в исходном и заархивированном виде на сайт для свободного доступа и пересылки.
·           Вводное занятие. Цель — введение в проблематику, обзор предстоящих занятий. Может быть проведено на материале из истории темы и опираться на личный опыт учащихся. Может быть записано как видеолекция.
·           Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по технологии ICQ, WhatsApp.
·           Дистанционное тестирование и самооценка знаний.
·           Организация виртуальных выставок и концертов с демонстрацией фото и видео материала выполненных практических заданий.
·           Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
Алгоритм по разработке и проведению дистанционного занятия социально-педагогической направленности
Требования к педагогу:
1. Задания которое формирует педагог – должны быть четкие и самые важные по тематике которая будет предоставляться обучаемому.
Hеобходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся:
-          1-х классов — 10 мин,
-          2-5-х классов — 15 мин,
-          6-7-х классов — 20 мин,
-          8-9-х классов — 25 мин,
-          10-11-х классов — 30 мин.
Распределение времени занятия (для онлайн режима):
·           ознакомление с инструкцией от 2 до 5 минут;
·           работа педагога над темой, теоретическая часть до 20 минут;
·           выполнение индивидуальных заданий до 10 минут;
·           обсуждение результатов занятия до 10 минут.
2. После изучению темы формируются оценочные задания в конце изучения темы:
1)       тесты;
2)       рабочая тетрадь;
3)       практическое или творческое задание;
4)       коллажи;
5)       проектные работы;
6)       эссе и многое другое.
3. Когда ответ от обучающегося получен – то формируется оценка с рекомендательным характером (обязательно должна быть обратная связь педагога с ребенком и также с родителем – для этого используются различные мессенджеры).
Требования к обучаемому:
1. В точно поставленные временные рамки приступить к заданию. Сообщить педагогу о каких-либо трудностях.
2. Сделать задание в срок и отправить педагогу – получить оценку – обсудить ее.
Требования к родителям:
-          Kонтролировать ребенка по времени (для своевременного обучения).
-          Проверять задания, которые отправил педагог (на понимание).
-          Участвовать в обратной связи при получении рекомендаций по оцениванию выполнения работы ребенка.
Организация и содержание дистанционного занятия по физкультурно-спортивной направленности в учреждениях дополнительного образования
1.         Oпределение темы дистанционного занятия.
2.         Определение типа дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
3.         Цель и задачи занятия (с учётом спортивной специализации учебной группы).
4.         Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия.
5.         Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.
6.         Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления обучающемуся (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
7.         Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, CD-ROM и др. (подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет).
8.          Разработка, в соответствии с задачами занятия комплекса общеразвивающих и специальных упражнений, а также контроль выполнения.
9.         Определение времени и длительности дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся.
При подготовке и проведению дистанционных занятий дополнительного образования можно использовать следующие виды дистанционных технологий
1.         Кейс-технологии, которые основываются на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения учащимся при организации регулярных консультаций у преподавателей.
2.         Сетевые технологии. Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения учащихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и учащимся.
3.         Индивидуальная консультация. Отличается предварительной подготовкой вопросов. Предлагаются проблемы и пути поиска решений. Учитываются индивидуальные особенности учащихся. Может проводиться индивидуально по электронной почте или по мессенджерам.
4.         Дистанционное тестирование и самооценка знаний.
5.         Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату. Для проведения чат-занятий заранее составляются расписание этапов и вопросы-проблемы. Стенограмма чата затем анализируется, анализ рассылается учащимся с комментариями преподавателя.
6.         Синхронная телеконференция. Проводится с использованием электронной почты. Характерна структурой и регламентом. Предварительно моделируется, преподаватель делает заготовки и продумывает возможные реакции на них учащихся. Синхронные семинары могут проводиться с помощью телевизионных видеоконференций и компьютерных форумов.
7.         Занятие с использованием видеоконференцсвязи. Такой тип занятия не отличается от традиционного, оно проходит в реальном режиме времени.
8.         Дневник самостоятельных тренировок
Проведение занятий дополнительного образования детей технической направленности в дистанционном режиме
Педагогу дополнительного образования необходимо перераспределить программный материал на этапы, т.е. время, отведённое на занятие разделить на чёткие временные отрезки. Правильно спланированное занятие должно содержать в каждом из этапов цель, которая должна сохранять активность учащихся во время обучения в дистанционном режиме, чтобы у них не пропал интерес обучаться в дистанте, поэтому учащиеся должны знать и понимать, что они должны прочно усвоить и что от них требуют.
Учебный материал занятия педагогом может быть распределён следующим образом:
·           На теоретическую часть должно быть отведено не более 15 минут (требования СанПиНа). Теоретическая часть может быть организована например, в форме веб-занятия. Для того, чтобы педагог имел возможность контролировать усвоение и понимание учебного материала обучающимися, в течение веб-занятия возможно организовать и провести обмен информацией посредством, например, chat; стенограмма чата затем анализируется, анализ рассылается учащимся с комментариями преподавателя;
·           Практическая часть может быть представлена проектной деятельностью, исследованиями, кейсами.
В ходе проведения занятия в дистанционном режиме предусматривается обратная связь педагога с обучающимся по результатам выполненного задания.
Результат своей деятельности, обучающийся может представить в виде фотографии, видеозаписи, которые может разместить в социальной сети, например «ВКонтакте» или с использованием мессенджеров в Viber, WhatsApp. Кроме этого возможно использование облачных технологий.
В ходе обучения, обучающимся нередко требуются индивидуальные консультации преподавателей по изготовлению действующего образца. В таких случаях используется кейс-технология. Необходимые консультации оформляются в письменной форме (с чертежами, схемами и пояснениями к ним) и отправляются по электронной почте. Для получения обучающимися необходимых консультаций используется также и «голосовая почта».
Алгоритм разработки дистанционного занятия:
1.         Определение темы дистанционного занятия.
2.         Определение типа дистанционного занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль, ликвидация пробелов в знаниях и умениях, самопроверки и т.д.).
3.         Цели занятия (относительно ученика, учителя, их совместной деятельности).
4.         Выбор наиболее оптимальной по техническим и технологическим особенностям модели и формы дистанционного занятия.
5.         Выбор способов доставки учебного материала и информационных обучающих материалов.
6.         Структуризация учебных элементов, выбор формы их предъявления ученику (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.). Краткий план занятия с указанием времени на каждый пункт плана.
7.         Подготовка перечня материалов или самих материалов, необходимых для занятия: ссылки на web-сайты по данной тематике, сайты электронных библиотек, собственные web-квесты, тексты «бумажных» пособий, необходимые лабораторные материалы, CD-ROM и др. (подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет).
8.         Разработка контрольных заданий для каждого учебного элемента занятия. Выбор системы оценивания и формирование шкалы и критериев оценивания ответов учеников.
9.         Определение времени и длительности дистанционного занятия, исходя из возрастной категории обучающихся.
10.      Подготовка технологической карты занятия, подробного сценария дистанционного урока.
11.      На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности обучающегося подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий.
12.      Программирование учебных элементов занятия для представления в Интернете, в случае размещения занятия на веб-сайте.
13.      Тестирование занятия, в том числе на различных разрешениях экрана и в различных браузерах.
14.      Опытная эксплуатация занятия.
15.      Модернизация занятия по результатам опытной эксплуатации.
16.      Проведение занятия.
17.      Анализ занятия. Удалось ли достичь поставленных целей, какие при этом возникли трудности как со стороны учеников, так и педагога, осуществляющего дистанционное обучение.
Сценарий дистанционного занятия может быть представлен в форме технологической карты, в которой прописаны основные задания, требования к ответам и критерии оценки ответов, время выполнения заданий и т.д.
Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся:
1-х классов — 10 мин;
2-5-х классов — 15 мин;
6-7-х классов — 20 мин;
8-9-х классов — 25 мин;
10-11-х классов — 30 мин.
Распределение времени урока (для он-лайн режима):
1.ознакомление с инструкцией от 2 до 5 минут;
2.работа педагога над темой, теоретическая часть до 20 минут;
3.выполнение индивидуальных заданий до 10 минут;
4.обсуждение результатов занятия до 10 минут.

Февраль 2021