Высшая школа делового администрирования
Конференции

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ. ВОЗМОЖНОСТИ ПЛАТФОРМЫ СЭДО ВО

Кухтенкова Наталья Владимировна,
учитель математики и информатики,
МБОУ СОШ пос. Городищи
Петушинского района Владимирской области
Весной прошлого года все образовательные организации столкнулись с необходимостью организации дистанционного обучения со своими учащимися. Обеспечив необходимые требования федерального законодательства, школа могла организовать учебный процесс на любой платформе. Всем образовательным организациям Владимирской области представилась возможность организовать дистанционное обучение на базе региональной информационной системы электронного и дистанционного обучения (СЭДО ВО). Данная информационная система размещена на защищенных и аттестованных серверах Регионального центра обработки данных системы образования Владимирской области, обеспечены все требования законодательства по защите персональных данных пользователей системы.
В настоящее время более 85% образовательных организаций Владимирской области, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, в соответствии с их заявками подключены к СЭДО ВО. Наш коллектив тоже работает в этой системе.
Дистанционное обучение (ДО) – это образование, получаемое посредством интернет-технологий, когда учащиеся удалены от педагога и не имеют возможности заниматься в учебных кабинетах, но, в то же время могут в любой момент поддерживать диалог с преподавателем с помощью средств телекоммуникации.
Целями дистанционного образования является:
1) Повышение качества обучения - предполагает несколько аспектов:
- использование новых принципов, приемов и технических средств, повышение эффективности обучения путем внедрения инновационных образовательных технологий;
- интеграцию различного рода информации;
- возможность использования учебной литературы, без её приобретения;
- предоставление педагогу возможности самому решать, как выстроить систему преподавания своего предмета, дать возможность автоматизировать весь процесс, сделать работу более творческой и более свободной.
2) Персонализацию учебного процесса:
- обучение учеников по индивидуальному графику, который может оперативно изменяться в соответствии с их текущей занятостью и темпом восприятия информации, что активизирует самостоятельную работу обучающегося;
- приобщение учеников к самостоятельной деятельности и творческому подходу к процессу обучения.
Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной почте, с помощью образовательных платформ.
Для повышения эффективности такого обучения желательно использовать максимально активные формы и методы, в первую очередь - видеоматериалы.
Среди основных методов дистанционного обучения можно выделить следующие:
·           Учебные книги (в традиционном понимании и электронном варианте);
·           Сетевые учебные пособия, доступ к которым получает обучающийся;
·           Обучающие аудиозаписи;
·           Обучающие видеоматериалы;
·           Удаленное общение с преподавателем посредством электронных сообщений или в режиме реального времени (посредством Skype, видеоконференций или другими способами);
·           Тренажеры с удаленным доступом;
·           Компьютерные программы в обычном варианте и с удаленным доступом;
·           Тестирование знаний с удаленным доступом.
Для того чтобы дистанционный урок превратить в увлекательный процесс, таящий в себе много нового и неизведанного, основная роль отводится преподавателю. Педагог является автором урока. Он проводит большую подготовительную работу по созданию учебного ресурса, который является основой всего занятия.
Методы обучения - способы профессионального взаимодействия педагога и обучающихся с целью решения образовательно-воспитательных задач. Так как успешность обучения при ДО в большей степени зависит от степени самостоятельности обучающихся, то, как основной признак определяется характер познавательной деятельности обучающихся по усвоению изучаемого материала.
Наиболее применимы в условия дистанционного обучения следующие методы обучения:
1) информационно-рецептивный,
2) репродуктивный,
3) исследовательский.
1) Информационно-рецептивный метод предполагает, что передача учебной информации производится с использованием различных дидактических средств, в том числе учебников и учебных пособий в электронной форме. Этот метод является одним из наиболее экономичных способов передачи информации и предполагает большой объем самостоятельной работы обучающихся с учебной литературой, обучающими программами, с образовательными ресурсами, с информационными базами данных. При организации учебного процесса в системе дистанционного обучения эта особенность информационно-рецептивного метода делает его очень используемым. Возможности платформы для дистанционного обучения СЭДО ВО (Система электронного и дистанционного обучения Владимирской области) позволяют легко организовать данный метод обучения. В системе имеются возможности создания учебного курса, в учебном курсе можно размещать лекции, файлы с учебными пособиями или учебниками (см. рис. 1). После прочитанного материала ученикам можно предложить выполнить задание с размещением ответов на платформе в виде файла или текста. После учитель имеете возможность оценить выполненные задания.

Рис. 1. Лекции и задания в учебном курсе

2) Репродуктивный метод обучения основан на алгоритмическом характере деятельности обучающихся - это выполнение различных упражнений и задач, аналогичных представленным в рекомендациях, методических указаниях, что обеспечивает формирование практических умений и навыков. Соответственно, этот метод также является применимым в практике дистанционного обучения. Для активизации поиска и открытия обучающимися новых знаний используются методы проблемного изложения и частично-поисковый (эвристический). Деятельность обучающегося заключается не только в восприятии, осмыслении готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств. При использовании частично-поискового метода процесс мышления приобретает продуктивный характер под руководством преподавателя. Основное назначение метода - постепенная подготовка обучающихся к самостоятельному решению проблемных ситуаций. Оба эти метода предполагают непосредственное взаимодействие обучающего и обучающегося, что в условиях дистанционного обучения затруднено, но возможно. Платформа СЭДО ВО позволяет разместить не только теоретический материал, но и презентации, гиперссылки на видео- и аудиофайлы и др. (см. рис. 2).

Рис. 2. Элементы и ресурсы, которые можно добавить

в учебный курс

3) Весьма перспективно использование при организации дистанционного обучения исследовательского метода, предполагающего постановку проблемы и формулирования задач по ее решению обучающимися. Педагог предоставляет методические рекомендации по рациональным способам решения поставленной проблемы, далее обучающиеся самостоятельно изучают научные и учебные источники по исследуемой проблеме, проводят наблюдения и выполняют различные действия поискового характера. Интерактивность, самостоятельность, активный поиск наблюдаются в исследовательской деятельности в полном объеме. Методы учебной деятельности естественно переходят в методы научного поиска. Придание учебной деятельности обучающихся исследовательского характера развивает их инициативность, самостоятельность, творческое использование знаний в нестандартных ситуациях. На платформе СЭДО ВО возможна организация интерактивных заданий – хронологическая линейка, кроссворд, пазлы и др. (см. рис 3).

Рис. 3. Интерактивные задания

Описанные некоторые возможности платформы СЭДО ВО позволяют организовать полноценную дистанционную работу с учащимися; в учебном курсе есть возможность создать форум, имеется форма обратной связи.

Февраль 2021