Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Маслова Светлана Николаевна,
учитель иностранного языка,
Маслиёва Елена Александровна,
учитель иностранного языка,
Зюзюкина Ирина Александровна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Томаровская СОШ №1»,
посёлок Томаровка
Аннотация
В статье рассматривается проблема включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, дана характеристика дистанционных технологий по иностранному языку, определены пути их претворения в жизнь, указаны проблемы учебного заведения и пути их решения.
Ключевые слова: дистанционное обучение, личность, творческий процесс, проект, конкурсы, языковой плюрализм, дистанционные образовательные технологии, непрерывное образование, самореализация.
В настоящее время много говорят о дистанционном обучении школьников. Да, есть объективные причины такого вида обучения: удаленность проживания, работа родителей в местах, где нет образовательных учреждений и, конечно же, это просто жизненно необходимо для детей с проблемами здоровья, т.е. существенно назрела необходимость создания такой образовательной среды для школьников, которая позволила бы им, оставаясь дома, получить полноценное образование нужного уровня и профиля. Особенно остро эта проблема стоит перед сельскими школами. Эту проблему и помогает решить дистанционное обучение, включающее в себя большой набор дистанционных образовательных технологий. Нельзя не согласиться с утверждением, что дистанционное обучение – одно из перспективных направлений развития региональной системы образования. Оно действительно расширяет информационные рамки учебного содержания, повышает качество образовательных услуг при минимальных затратах.
В нашей школе учителя – предметники также используют в своей работе дистанционные технологии. Предпочтение они отдают проектным технологиям, где учащиеся не только реализуют на практике имеющиеся навыки, но и параллельно изучают новые особенности работы с модулями учебника. Это позволяет осуществлять мотивированное обучение, а не просто передачу имеющегося у педагога опыта.Особенностью такой формы работы является то, что традиционные этапы работы над проектом: определение цели, задач, вспомогательных источников, т.е. погружение в проект, планирование работы, презентация результатов, оценка, рефлексия проходят не в очной форме общения с участниками, а идет через заочную форму сетевого общения – на форуме, посредством электронных писем, размещения своего проекта на сайте школы, персональном сайте или на youtube. Проектная деятельность тем и хороша, что дает возможность расширить свои знания по предложенной теме, учит самостоятельной работе со справочной и другой дополнительной литературой и источниками, использовать разные компьютерные программы, анализировать свою деятельность и весь готовый продукт. Кроме того, проектная деятельность – это командный продукт и в то же время он состоит из множества мини-проектов. Так что у каждого есть возможность проявить свои индивидуальные преимущества.
В данный момент мы нацелены на очень интересный проект - «Немецкий – первый второй иностранный». К реализации данного проекта мы приступили в этом учебном году.И в нашем учебном заведении он звучит так «Немецкий – первый второй иностранный» как социальный лифт для развития современной личности».
Наша школа – это учебное заведение, которое последовательно проводила и проводит политику языкового плюрализма. В школе изначально преподавалось два иностранных языка: немецкий и английский. Итак, первый и второй иностранный язык у нас немецкий. На наш взгляд, этот язык находится в выигрышном положении: всегда можно найти носителя языка, как для повышения квалификации педагога, так и для занятий с детьми. На базе нашей школы проводятся региональные конференции с международным участием. У нас в гостях был лектор международного фонда им.Роберта Боша - АрминМустерле. Кстати, он прекрасно говорил и на английском языке, поэтому ребята с удовольствием общались и на немецком и на английском языках. Хочется заметить, это сразу положительно замотивировало детей: они не обошли ни одного вопроса, пытались, опираясь на свои знания задать вопрос и объяснить, что они хотят. И заслуга в этом не только уроков иностранного языка, но и дистанционных занятий во внеурочное время. Считаем, что языковой плюрализм только во благо школе.
Но вернемся к нашему приоритетному проекту «Немецкий – первый второй иностранный» как социальный лифт для развития современной личности». Многие выпускники нашей школы получают высшее образование в вузах области и те, кто изучал немецкий язык в школе, а, именно на дополнительных дистанционных занятиях,успели побывать в Германии, кто в семьях для более глубокого изучения немецкого языка, но в основном - это базовый уровень владения - для работы. Все остались довольны: и язык потренировали с носителями языка, и заработали. Вот вам и социальный лифт, которым надо уметь пользоваться, начиная с начальной школы. Считаем, задачей нашей школы и школ района в целом, где ввели второй иностранный язык немецкий в урочной или во внеурочной модели дистанционно, организовать подготовку и сдачу экзамена по немецкому языку FIT –I с получением свидетельства ФРГ о базовом владении языком, что соответствует уровню B1 по шкале «Общеевропейских компетенций владения иностранным языком». Этот экзамен могут сдать дети в возрастном цензе от 10 до 18 лет.Как видно из приведенных примеров многое можно сделать, используя внеурочную дистанционную систему образования в школе.
Но ни для кого не секрет, что есть определенные трудности в использовании технологий дистанционного обучения. Мы выдели, на наш взгляд, самую главную проблему – ограниченность финансирования, которая сказывается, прежде всего, на недостаточности технических средств обучения: не все кабинеты, в которых осуществляется урочная и внеурочная деятельность оснащены современными средствами передачи информации (компьютер, проектор, телевизор). Следующий этап, который требует решения – это курсовое обучение работе в дистанционной сфере обучения, разработка методических рекомендаций и других вспомогательных сопровождений. Поэтому этипроблемы нужно решать, задействовав все вертикали власти, начиная от муниципалитетов и, заканчивая регионами.
Несмотря на все эти объективные трудности, мы должны предоставить всем учащимся равный доступ к качественному образованию, что возможно успешно решить с применением возможностей дистанционных образовательных технологий в практике работы учителей-предметников.
Список использованной литературы
1.Гизатулина О. И. Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1682-1688.
2. Громова О.К. «Критическое мышление- как это по-русски? Технология творчества. //БШ № 12, 2001
3. МанвеловС.Г. Конструирование современного урока. - М.:Просвещение, 2002.
4.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности // Народное образование. – 2000. №7. с.151-157.
5. Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии».- Киров: 1999 – 2002.
6. Петрусинский В.В Иргы - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994.
Февраль 2021