Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19 (ИЗ ОПЫТ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Водяная Екатерина Владимировна,
заведующий отделом, педагог-организатор,
Водяной Алексей Юрьевич,
методист, педагог дополнительного образования,
ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества»,
г. Белгород
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ COVID-19 (ИЗ ОПЫТ РАБОТЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Современное образование – это синтез самых разных форм обучения, знаний и современных технологий, сочетание которых позволяет развивать и обучать всестороннее развитию личность.
Распространение электронного обучения и дистанционных технологий позволяет расширить образовательный процесс – от доски с мелом к компьютерным обучающим программам, от обычной библиотеки к электронной, от малочисленных учебных групп к виртуальным аудиториям любого масштаба.
Нормативные документы и методические рекомендации федерального уровня обеспечивают организациям дополнительного образования включение ресурсов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].
Таким образом, в основу образовательной деятельности закладываются два подхода к реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий:
-       комбинация традиционных форм организации учебной деятельности и современных информационно-коммуникационных технологий, новых средств передачи информации путем Интернета (проведение учебных занятий в онлайн формате (вебинары, трансляции, skype-конференции, просмотр мультимедийных лекций и материалов, выполнение заданий, тестов, поддержка реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы дистанционным курсом и др.);
-       использование форм привлечения обучающихся к тому или иному виду деятельности в сети Интернет (проектно-исследовательская деятельность, волонтѐрская деятельность, посещение виртуальных музеев и концертов, сервисы совместного просмотра фильмов, конкурсы, онлайн-олимпиады и др.).
В связи с распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) на территории Российской Федерации, в том числе в Белгородской области, с целью сохранения здоровья обучающихся, обеспечения реализации в полном объеме дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ в период ограничительных мер, все образовательные учреждения перешли на дистанционное обучение.
Безусловно, на всех участников образовательного процесса легла большая нагрузка. И на детей, и на педагогов, и на самих родителей.
Благодаря тесному сотрудничеству педагогов и родителей при дистанционном обучении в творческих объединениях Дворца была создана атмосфера доверия, взаимопонимания, поддержки.
Коллектив Дворца переработал основные компоненты учебных занятий по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для перевода их в дистанционный режим: переработаны информативные блоки (записан теоретический материал, подготовлены презентаций, размещены необходимые материалы в электронном виде); записаны мастер-классы с демонстрацией последовательности действий по достижению необходимого предметно-практического результата; переведены в электронный формат диагностические блоки (тесты проверки и самопроверки знаний и др.); разработаны индивидуальные задания.
Все разработанные материалы дистанционных занятий размещены на сайте ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» в разделе «Дистанционное обучение» (http://belobldvorec.ru/?cat=11). Размещение занятий на сайте позволил детям и родителям окунуться в мир дополнительного образования, находясь дома. Посетить занятия не только своего объединения, но и узнать много нового у других педагогов.
Обучение по программам было организовано в свободное и удобное для обучающихся время (по согласованию с педагогом) через различные ресурсы: платформы Zoom, GoogleHangoutsMeet, личные сайты педагогов, мессенджеры WhatsApp, Viber, аккаунты в Инстаграм, в социальной сети ВКонтакте и другие интернет ресурсы. В случае отсутствия возможности освоения образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий – через индивидуальные консультации по телефону. Взаимодействие (обратная связь) с обучающимися и родителями проходили в мессенджерах: WhatsApp, Viber по средствам текстовых и звуковых рецензий, устных онлайн-консультаций и др.
Большой популярностью среди коллективов Дворца пользуется социальная сеть ВКонтакте. Созданные беседы позволяют педагогам выстраивать диалог с обучающимися, присылать учебные материалы (презентации, файлы, таблицы), картинки, аудио, видео. Документы можно скачивать или просматривать прямо в интернете – для этого не потребуются дополнительные программы. В таких беседах педагог оперативно информирует обучающихся о мероприятиях, о предстоящем занятии, а также педагог может упоминать обучающихся, чтобы обратиться к кому-то конкретному.
Еще одна форма проведения занятия в социальной сети Вконтакте – прямой эфир. Для проведения прямого эфира не нужно специального оборудования, её можно вести с мобильного телефона, через фронтальную камеру ноутбука. Так в мае был проведён региональный образовательный форум «ИНТЕНСИВ РДШ», в котором приняли участие активисты детских общественных организаций, Российского движения школьников, члены областного Детского совета регионального отделения Российского движения школьников, старшие вожатые общеобразовательных организаций. Прямой эфир форума проходил в группе «РДШ | Белгородская область» (https://vk.com/skm_31). В мероприятии приняли участие свыше 170 участников, запись видеотрансляции просмотрело 42273 человек.
Среди танцевальных коллективов пользовалась популярностью платформы Zoom и Skype для проведения занятий в видео-формате. Педагоги демонстрировали фрагменты танцевальных связок, постановок, отрабатывали ранее изученные комбинации в стиле хаус, хип-хоп, упражнялись в европейской программе спортивных бальных танцев. 29 апреля, в международный день танца, юные танцоры Дворца подготовили челлендж под девизом #МыДома_МыВместе (https://vk.com/beloddt?w=wall-36759152_3927).
Обучающиеся вокальных коллективов изучали музыкальные инструменты, выполняли голосовые развивающие игры, индивидуальные задания и упражнения, учили новые музыкальные композиции. В преддверии 9 мая ребята со своими педагогами поздравили всех с Днём Великой Победы и исполнили в условиях самоизоляции песню «День Победы» (https://vk.com/beloddt?w=wall-36759152_4757).
В творческих коллективах изобразительного искусства повторяли основы рисования портрета человека, создавали образы весны. Юные художники могли окунуться в мир китов, нарисовать картины с помощью нетрадиционных техник рисования, сделать открытки к Пасхе, Дню Победы, Дню защиты детей.
Обучающиеся объединений «Духовное краеведение», «Моя малая Родина – Белгородчина» изучали достопримечательности Белгородской области, животный и растительный мир региона, снимали видеоэкскурсии по Белгороду и Белгородской области, готовили видеоролики.
Педагоги дополнительного образования декоративно-прикладного творчества готовили для своих обучающихся мастер-классы по изготовлению пасхальных поделок, клатчей в технике валяния, пальчиковых кукол и др., обучающиеся театральных коллективов отрабатывали изученные стихотворения, учили скороговорки, выполняли артикуляционные упражнения.
А для самых маленьких обучающихся Школы раннего развития «Радуга» был запущен марафон #сидимдома_radyga31_deti. Каждый день в группе школы (https://vk.com/radyga31_deti) выкладываются занятия по созданию различных поделок, исполнения всей семьей музыкальных детских песен и др.
Кроме образовательной деятельности, обучающиеся совместно с педагогами и родителями активно принимали участия во внеурочной деятельности. В период самоизоляции обучающиеся смогли посетить выставки Эрмитажа, Амстердамского музея Ван Гога, Музея истории искусств, Государственного Русского музея, Музея Сальвадора Дали; посмотреть онлайн трансляции балетов Большого театра, Оперы Генделя, постановки детских театров Москвы.
В преддверии самого главное праздника страны – Дня Победы, педагоги и обучающиеся Дворца приняли участие во Всероссийских акциях: «Бессмертный полк – онлайн», «Мы все равно скажем спасибо», «Окна Победы», «Наследники Победы», «Фонарики Победы».
В связи с празднованием 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, с целью гражданско-патриотического, духовно- нравственного воспитания детей и подростков, сохранения исторической памяти у подрастающего поколения о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне, обучающиеся Дворца приняли участие в региональной акции «Подвиг великий и вечный». Ребята пели военные песни, читали стихи, посвященные Победе, рассказывали о своих прадедах, защищающих Родину в годы Великой Отечественной войны.
В конце учебного года в творческом объединение «Спикеры» прошли дебаты по теме «Эта палата читает, что дистанционное обучение должно быть заменено традиционным». Обучающиеся за время игры озвучили как плюсы дистанционного обучения, так и его минусы. Среди них: отсутствие живого общения между педагогом и учителем, между сверстниками; перебои с интернетом, а также проблема «списывания».
В коллективах Дворца было проведено онлайн-опрос по дистанционному и традиционному обучению. По итогам опроса, необходимо отметить, что дети с нетерпением ждут окончания дистанционного обучения. И хотят скорее встретиться со своими педагогами и сверстниками.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 239 «О мерах по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID- 19) » по всей России были отменены массовые мероприятия, в том числе и проведение конкурсов различных направленностей. В период самоизоляции и дистанционного обучения, обучающиеся совместно с педагогамии готовились к участию в региональных, Всероссийских и Международных конкурсах.
По итогам участия в мероприятиях: 13 обучающихся стали победителями и призѐрами в региональных конкурсах, 14 – в Межрегиональном военно-патриотическом конкурсе «Наследники Победы»!, во всероссийских – 25, в Международных конкурсах (в том числе в I Международном дистанционном эксклюзивном творческом конкурсе- фестивале «ДЕТСТВО - СЧАСТЛИВАЯ СТРАНА»).
Учебный год подошел к концу. Но работа творческих объединений не закончилась. На протяжении всего лета педагоги Дворца продолжили проведение воспитательных мероприятий в дистанционном формате.
В целом, можно сказать, что переход от традиционного обучения к дистанционному – имеет свой положительный эффект. Стало понятно, что качество образования определяется не его формой, а содержанием учебного плана, компетенцией педагогического состава. Да и сами педагогические специалисты должны обладать компетенциями, которые позволяет им одинаково комфортно чувствовать себя и в классическом обучении, и в дистанционном.
Безусловно, приобретенные навыки в электронном и дистанционном обучении позволят в дальнейшем дополнять занятия электронными форматами, или, например, заниматься дистанционно. Разнообразить формы проведения занятий, электронных и демонстрационных материалов, но важно помнить, что все образовательные организации являются не только местом получения знаний для ребёнка, но и ступенью к его социализации и взрослению. Личное присутствие на занятии, даёт ребёнку не только возможность освоить тот или иной предмет, обучиться навыкам рисования или публичного выступления, но и учит межличностному взаимодействию, особенностям коммуникации, даѐт социальный толчок для его дальнейшего развития.
В.А. Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». И эти глаза вы видим вживую, а не через экран монитора.
Список литературы:
1.    Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.12.2019г.) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 140174/.
2.    Постановление губернатора Белгородской области от 3 апреля 2020 года № 36 «О мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Белгородской области» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/05/belgorod-post36-reg-dok.html.
3.    Дистанционное обучение ГБУДО «Белгородский областной Дворец детского творчества» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://belobldvorec.ru/?cat=11.
Февраль 2021