Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИИ «МИР ЖИВОЙ И УДИВИТЕЛЬНЫЙ» В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Туран Кирилл Леонидович,
социальный педагог,
ГБУ СОН РО “СРЦ Куйбышевского района”
с. Куйбышево
Программа дополнительного образования по экологии «Мир живой и удивительный» в условиях дистанционного обучения
В наши дни экологическая проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие растения и животные, оскудели природные угодья, засоряются воздух, вода, земля. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать природные ценности всегда и везде.
Воспитательное значение родной природы трудно переоценить, это могущественный источник, из которого ребёнок черпает знания и впечатления. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит лучшие чувства. Поэтому каждое занятие кружка – маленький шаг к экологической культуре, капля в том мире жизненного опыта, который формирует личность. Человек, понимающий живой организм, даже если это рыба или лягушка, никогда не причинит зла другим.
Образовательная программа «Мир живой и удивительный» носит эколого-биологическую направленность. Суть её в формировании системного подхода в восприятии мира, представлении взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение.
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание необходимости изменения мировоззрения относительно концепции природосбережения, формирования качеств личности, способных послужить фундаментом ответственности за свои поступки в рамках дистанционного обучения.
При реализации данной программы происходит формирование полноценной личности человека и гражданина, способного оценить последствия действия социума и отдельно взятого индивида на состояние окружающей среды, а также развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству через понимание эстетики природы и экологических проблем, стоящих перед обществом.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку осуществлять уход за животными и растениями, формировать знания о закономерностях и взаимосвязях природных явлений. Каждый обучающийся на практике сможет реализовать свои творческие способности в интересной для него форме.
Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы, 8-12 лет. Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие. Наполняемость в группе 6-8 человек. Программа не предполагает деления по половому признаку. Программа рассчитана на 8 месяцев обучения – 93 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 1 занятия 40 минут, на практику отводится 2 часа в неделю (если это целесообразно в условиях тяжелой эпидемиологической ситуации), перерыв между практическими занятиями 10 минут. Теоретические занятия проводятся в среду, практические в субботу. Работа в январе и мае предусматривает 3 рабочих недели. Подготовка и проведение итогового занятия предусматривается в августе месяце, согласно режиму работы отделения социальной реабилитации; дни проведения: вторник, четверг. В дистанционном режиме практические занятия включают в себя фильмы о живой природе, поведении животных, состоянии экологии планеты, и т.д.
К концу обучения дети овладевают знаниями, умениями и навыками о:
¾       Названиях и биологии обитателей живого уголка, аквариума, 5-6 видов комнатных растений, 8-10 названий животных местности;
¾       Условиях, необходимых для содержания обитателей живого уголка, а также оптимальных условиях для выращивания комнатных растений;
¾       Способах ухода за растениями и животными в живом уголке;
¾       Подготовке рассказов об обитателях живого уголка;
¾       Изготовлении поделок из природного материала;
¾       Проявлении живого интереса к природе.
Возможные формы выявления, фиксации и предъявления результатов в условиях дистанционного обучения:
¾       В дневниках наблюдения;
¾       По качеству рисунков, аппликаций, поделок, по количеству выращенных растений;
¾       По результатам участия ребят в дистанционных выставках, конкурсах, праздниках;
¾       Тестирование и анкетирование учащихся с использованием Google-форм;
¾       Анализ творческих работ;
¾       Фотоработы;
¾       Презентации.
Мониторинг роста компетентности обучающегося производится в середине и в конце учебного года, а также по прохождении тем (модулей) программы. Результативность образовательной деятельности определяется способностью обучающихся на каждом этапе расширять свой кругозор. В систему определения результативности в условиях дистанционного обучения входят опрос-беседа, тестирование, контроль творческих работ по всем темам программы, на последних практических занятиях тем, составление списка интересных тем для дальнейшего изучения, написание мини-сочинения по пройденным темам с использованием онлайн-платформы Zoom, Google-форм, а также рекомендаций по прочтению специальной литературы, чтения новостей.
С целью развития мышления, наблюдательности обучающихся, в структуру мероприятий можно включать интеллектуальные игры, имеющие вид интерактивного кроссворда, загадок, а также задания творческого характера, представляющие собой использование различных видов декоративно-прикладного искусства. Развитию экологической культуры способствуют разработка и создание знаков с отражением экологической тематики, гербаризация, составление памяток. Для развития эмоциональной сферы учащихся в план занятий включено дистанционное чтение литературных произведений и прослушивание музыки, разучивание стихов.
Диагностическое исследование уровня знаний об окружающем мире с целью анализа эффективности проводимых мероприятий в рамках программы дополнительного образования «Мир живой и удивительный» проводилось в начале и в конце каждого модуля программы. Основной формой отслеживания уровня знаний в рамках модуля является фронтальный и индивидуальный опрос.
На основании результатов, синтезируемых в процессе реализации программы, можно сделать вывод о том, как воспитанники, посещавшие занятия в секции «Мир живой и удивительный», повысили свой уровень знаний об окружающем мире, а также об эффективности работы кружка и разработанных в программе мероприятий.
Использованная литература:
1.         Минаева В. М. Внеклассная природоведческая работа как средство воспитания бережного отношения к природе у младших школьников: Автореф....канд. пед. наук. – Минск, 1982. – 20 с.
2.         Хусаинов З. А. Этнопедагогические основы экологической культуры. Монография. – Deutschland, Saarbrucken, Palmarium academic publishing, 2014. – 279 c.

Февраль 2021