учитель английского языка,
КОУ ВО «ЦЛПДО»,
г. Воронеж
Современный этап развития системы образования характеризуется появлением новых образовательных технологий и высокими темпами его информатизации. В последние десятилетия во всем мире широкое распространение получило дистанционное обучение.
Дистанционное обучение – способ организации обучение, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологи, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся, которое характеризуется рядом черт:
· удалённость обучающихся;
· наборов современных технологий, обеспечивающих взаимодействие учителя и ученика;
· сочетанием on-line и off-line технологии;
· преобладание самостоятельной образовательной деятельности обучающихся.
Понятие «дистанционное образование» отличается от традиционного тем, что учащийся не просто воспринимает информацию от учителя, а готов к самостоятельной образовательной деятельности и ответственности за её результаты.
Учитель и ученик пространственно разделены друг от друга при дистанционном обучении, но при этом они могут взаимодействовать с помощью особых приёмов построения учебного процесса, форм контроля, используя электронную почту и Интернет.
Система дистанционного обучения позволяет приобрести навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет.
Для учащихся, которые, по разным причинам, пропускают большое количество уроков, но при этом самостоятельно усваивают материал программы дистанционное обучение актуально.
Рассмотрим возможности дистанционного обучения различным видам деятельности:
Чтение. Каждому ученику надо предоставить возможность читать и упражняться в этом виде деятельности при дистанционном обучении.
Если целью обучения правила чтения, то учебный справочник в печатном или электронном виде должен содержать в себе правила чтения букв и буквосочетаний, упражнения на применение этих правил при чтении отдельных слов, предложений. Существуют программы, способные на слух определить правильность прочитанных слов.
Если целью обучения получение навыков понимания при чтении иноязычной литературы, то здесь должны быть придуманы варианты контроля уровня понимания. Это могут быть тесты, ответы на вопросы, пересказ и многие другие задания. При дистанционном обучении чтению учащийся должен следовать руководствам, заранее разработанным учителем, вести дневник, в котором следует отражать свою работу с текстом, записывать вопросы, которые затем следует задать учителю, отвечать на вопросы, содержащиеся в руководстве, выполнять контрольные задания.
Для дистанционного обучения чтению иноязычной литературы подходят кейс- технология и сетевая технология. Также можно использовать телеконференцию для лучшей связи с учителем. Для связи с учителем или для общения учащихся между собой можно использовать электронную почту, чат или электронную доску объявлений.
Аудирование. С аудиосредствами для обучения аудированию также используют и видеозаписи, которые содержат экстралингвистические и контекстные ключи к пониманию. Возможность остановки и повторного прослушивания или просмотра позволяет отработать множество звуков и изображений, лучше понять материал. Компьютер с его мультимедийной комплектацией играет большую роль в процессе обучения пониманию иноязычной речи на слух в системе дистанционного обучения, который в свою очередь требует дорогостоящего оборудования: хороших видеокарт, веб- камер, микрофона и т.д. Однако при хорошем техническом обеспечении и правильном методическом и дидактическом сопровождении обучение аудированию дает отличный результат.
Письменная речь и говорение. Обучение говорению в системе дистанционного обучения происходит путем осуществления общения между учащимися, группой и учителем, а это возможно только во время телеконференций. Обучение письменной речи может осуществляться при помощи электронной почты, чатов, синхронной коммуникации.
В процессе обучения учащиеся пользуются всеми видами речевой деятельности:
· Понимание иноязычного текста и приобретают навыки письма (общение посредством письменной речи)
· Аудирование и приобретают навыки говорения (общение посредством устной речи)
Ни одному виду деятельности нельзя научить, не обращая внимания на три аспекта обучения иностранному языку:
Лексика. Обучение лексики происходит при помощи учебника (или его электронного варианта), электронных приложений к нему, разработанных упражнений и заданий для самоконтроля и контроля. Весь процесс контролирует учитель. Для обучения данному аспекту подходят кейс-технология и сетевая технология.
Грамматика. При обучении грамматики предоставляется доступ к словарям, учебникам. Грамматическим справочникам, здесь также подходит кейс-технология и сетевая технология. Для обсуждения употребления грамматического явления могут использоваться все средства коммуникации.
Фонетика. Обучение фонетике делится на теоретические практические этапы. Теоретический этап содержит краткие теоретические сведения. Практический этап заключается в отработке произношения, интонации, скорости речи. В настоящее время существует ряд технологий, позволяющий обучать фонетике в системе дистанционного образования. Однако, наиболее результативным обучение практической фонетике является непосредственная коммуникация с учителем, когда он слышит как ученик произносит слова и может его поправить. Это возможно при теле- или аудио-конференции on-line.
Для организации самостоятельной работы по изучению иностранного языка и при наличии стабильного интернет-соединения у учащихся можно использовать такие образовательные ресурсы, как образовательные сайты и интерактивные образовательные платформы.
В заключении следует сказать, что в современной системе образования дистанционное обучение не может составить конкуренцию традиционным формам обучения. Однако оно помогает обучить учащихся всем видам речевой деятельности формирует у них коммуникативную компетентность, что является главной целью обучения иностранным языкам.