Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ

Урюпина Екатерина Борисовна,
воспитатель,
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 53»
г. Воронеж
Улеватая Олеся Александровна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 114»
г. Воронеж
Подготовка детей к школе в детском саду включает в себя две основные задачи: всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое) и специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.
Старший дошкольный возраст – это возраст серьезной подготовки детей к обучению в школе. Проблема готовности ребенка к школьному обучению является одной из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
Выделяют три основные линии, по которым должна вестись подготовка к школе:
Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме;
Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана — делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется;
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний.
Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, чтобы учеба ребенка в школе была успешной.
При подготовке детей к школе одним из эффективных средств является дидактическая игра. С переходом к систематическому обучению в школе заканчивается дошкольное детство и начинается период школьного возраста. Этот период, безусловно, является переломным в жизни ребёнка, в формировании его личности.
Сущность игрового метода обучения состоит в том, что в нём важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанный с игровыми действиями. Эта специфическая особенность данного метода несёт большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, педагог может программировать определённые положительные чувства у детей, развивать познавательный интерес.
Дидактические (интеллектуально-развивающие) игры – особый вид игр с правилами; своеобразное средство обучения и воспитания в увлекательной игровой форме, отвечающее психологическим особенностям дошкольника.
Характерной особенностью дидактических игр является то, что созданные взрослыми с целью воспитания и обучения детей, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а, играя, он получает знания.
Дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность.
В игре дети:
1. учатся применять имеющиеся у них знания;
2. ставятся перед необходимостью поиска новых решений;
3. учатся взаимодействию друг с другом;
Кроме того, в игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, воображение, речь.
Однако, чтобы игра была целенаправленной, интересной и развивающей необходимо руководящее участие в ней взрослого.
Предложенные нами методические рекомендации могут быть использованы педагогами для занятий с детьми старшего дошкольного возраста. Особое внимание мы предлагаем уделять игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.
Просто заучивать наизусть сведения о себе неинтересно, поэтому взрослый может придумать сюжет игры, в котором дети будут рассказывать о себе сами и с удовольствием. К примеру, придумайте сюжет об инопланетянах, которые умеют принимать облик любого человека, и теперь никто не знает точно, с кем говорит, - с настоящим человеком или с инопланетянином. Инопланетяне, по сюжету, могут только менять внешность, но они не могут знать о человеке. Поэтому, чтобы проверить, кто перед ним, взрослый задает ребенку «наводящие вопросы»: как тебя зовут? Как зовут твоих маму и папу, бабушку и дедушку? Где ты живешь? Какие есть особые приметы около твоего дома? Какое интересное событие ты помнишь (поход в парк, катание на пони, просмотр кино и т. п.). Можно рассказать малышу, что его ответы будут служить особым паролем, чтобы обхитрить инопланетян.
Многие дети любят делать «секреты», закапывая в землю цветные фантики или лепестки цветов, а затем накрывая их сверху стеклышком. Можно использовать этот интерес и предложить ребенку создать интересный коллаж. Летом можно собрать гербарий из цветов и листьев, подсушить растения. Затем взять двухсторонний скотч, заклеить им чистый лист бумаги. Затем аккуратно приклеить листочки и цветы, создавая из них картинку. Чтобы пустые, незаполненные места не приклеивались затем к рукам, можно сверху натянуть пленку. Потом «картину» можно вставить в рамку – получится интересный коллаж.
Нарисуйте разные объемные фигуры: например, два кубика желтого цвета одинакового размера, один цилиндр желтого цвета и один красный кубик большого размера. Теперь попросите ребенка указать лишний предмет. Не исключено, что он выберет красный куб, так как цвет оказывает влияние на мозг гораздо быстрее, чем другие признаки предмета – его форма и размер. Спросите, почему он сделал такой выбор. Попросите его еще раз подумать, и снова выбрать лишний предмет. Объясните малышу, что среди этих фигур есть одна, отличающаяся по форме. Такую игру можно проводить и с плоскими изображениями.
Подобные занятия развивают наблюдательность у детей и их индивидуальность, позволяющие сомневаться в некоторых вещах, которые кто-то считает очевидными, искать суть, рассматривать примеры и т.д. В процессе игры ребенок учится взаимодействовать с коллективом сверстников и действовать по правилам, которые могут быть достаточно жесткими.
Март 2021