воспитатель,
Болотова Елена Николаевна,
воспитатель,
Шульгина Олеся Александровна,
воспитатель,
МБДОУ «ЦРР – детский сад №120»
г. Воронеж
Любой ребёнок рождён быть успешным. Детям очень важна наша помощь в развитии своих способностей. Вера - передвигает горы… Уверенность ребёнка в собственных силах может поднять его на такие высоты, которые взрослому сложно даже представить. Необходимо ежедневно культивировать урожай детских успехов.
На данный момент, в дошкольном образовании отводится большое значение выявлению детской одарённости, и, в соответствии с законом «Об образовании» в РФ, ФГОС ДО и ПОП в ДОУ, проводится работа с детьми в этом направлении. Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и формированию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Дошкольное учреждение является начальной ступенью для определения и дальнейшего развития такого феномена, как детская одаренность.
Одаренность - это совокупность психологических свойств, обусловливающая особенно успешное осуществление той или иной деятельности. Складывается и развивается под влиянием соответствующей деятельности, под воздействием воспитания и обучения.
Детство является очень благоприятным периодом для развития одарённости. Среди детей дошкольного возраста находятся такие, кто по степени формирования своих способностей, воспринятия окружающего мира, выделяется от ровесников.
В области опережающего развития познания можно отметить некоторые проявления одаренности: повышенная любознательность; умение отслеживать причинно-следственные связи и формулировать соответствующие умозаключения; превосходная память, которая базируется на ранней речи и умении абстрактно мыслить; внушительный словарный запас; повышение концентрации внимания на чем-то; настойчивость в получении желаемого результата; богатое воображение; творческая фантазия. В области физического развития, для одарённых детей, свойственен высокий уровень энергетики.
Одаренный ребёнок - это ребёнок, отличающийся природными высокими интеллектуальными, художественными, физическими, творческими, коммуникативными способностями.
Виды одаренности детей дошкольного возраста:
1. Художественная одаренность (внушительные успехи в области художественного творчества или исполнительского мастерства в живописи, музыке, скульптуре, а также, актерские способности).
2. Интеллектуальная одаренность (способность дошкольника запомнить внушительный объём разнообразной информации, что позволяет ему делать успехи в различных областях знаний).
3. Творческая одаренность (такие дети выделяются независимостью в суждениях, ярким темпераментом, чувством юмора).
Основные направления работы с одарёнными детьми: сотрудничество с родителями детей дошкольного возраста; сотрудничество с педагогами; активная деятельность непосредственно с самим ребенком.
Занятия с одаренными воспитанниками - одно из основных тенденций индивидуализации дошкольного образования.
Деятельность педагогов в дошкольном образовательном учреждении направлена не только на раскрытие детской одаренности, но и на её дальнейшую поддержку. Успехи дошкольников можно отследить, по тем победам и достижениям, которых они добиваются на разнообразных конкурсах и во время совместной образовательной деятельности.
От слаженных действий педагогов и родителей зависит будущее одаренного ребенка. Именно поэтому очень важно создать образовательную среду, благоприятствующую раскрытию талантов дошколят и их дальнейшему развитию.