Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Елсакова Наталья Леонидовна,
учитель начальных классов,
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»,
г. Котлас Архангельской области
Самые ценные, прочные и глубокие знания – это те, которые добыты самостоятельно. Важным является работа по формированию исследовательских навыков. Выделяют основные умения и навыки исследовательского поведения:
- видеть проблемы;
- давать определения понятиям (описывать, характеризовать, обобщать, различать);
- классифицировать предметы и явления внешнего мира;
- наблюдать поведение людей и животных, сходство и различие предметов;
- проводить эксперименты с реальными объектами;
- делать умозаключения и выводы по аналогии;
- структурировать текст;
- готовить тексты собственных докладов;
- объяснять, доказывать и защищать свои идеи
В ходе работы используют современные формы занятий, информационные технологии, приёмы и методы. Одним из сложных этапов учебно-исследовательской работы с детьми является момент первого включения в исследовательскую деятельность. Не следует сразу озадачивать детей темой исследования. Детей надо учить всему, а исследовать они будут только то, что интересно. Надо применять тренировочные игры, ведь в игре проще пройти путь от простого к сложному. Коллективные игры играют существенную роль в формировании устойчивого интереса к сложным проблемам.
Исследовательский тренинг – это занятия по приобретению обучающимися специальных знаний и развитию у них умений и навыков исследовательского поиска.
Исследовательский тренинг направлен на:
- развитие навыков смыслового чтения справочной литературы (тексты различных стилей и жанров) в соответствии с целями и задачами;
- формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
- обучение детей логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам установлению аналогий и причинно - следственных связей, построению рассуждений, отнесению к известным понятиям.
Этапы работы над исследованием.
Исследование начинается с определения проблемной ситуации. Обнаружив проблему и зафиксировав вопросы, на которые мы хотели бы найти ответ в ходе исследования, определяем тему. После выбора темы исследования следует этап определения целей. Вместе с учениками находим ответ на вопрос: «Зачем мы будем проводить исследование?». Определяем какие шаги сделаем, чтобы добиться поставленной цели. Следующий этап – выдвижение гипотез – предположение о том, как проблема может быть решена. Далее определяем методы исследования. Потом следует этап сбора и обобщения полученного материала. На этом этапе требуется помощь педагога. Подготовка доклада по результатам исследования – это следующий этап работы. Завершающий этап детской исследовательской работы является её публичное представление и коллективное обсуждение.
Формы подведения итогов детских исследовательских работ разнообразны: семинары, конференции, защиты и др.
Организация исследовательской деятельности способствует проявлению и развитию одаренности учащихся, развитию речи, познавательной активности, творческого мышления и коммуникативных умений. У младших школьников появляется смелость и свобода мысли, умение слушать других, понимать и принимать их взгляд на проблему. Также ученики овладевают умениями работать с научно-популярной и справочной литературой.
Март 2021