Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОО

Залазнюк Светлана Ивановна,
воспитатель,
МБДОУ – детский сад № 497,
г. Екатеринбург
Воспитание ­­– это процесс воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

Патриотическое воспитание – процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения.
«Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим».
В старшем дошкольном возрасте можно активно использовать проектную деятельность, более того дети не только готовы участвовать в проектах, которые предлагают им взрослые, но и самостоятельно находят проблемы, являющиеся начальной точкой проектов. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных мероприятий, а системные преобразования всего образовательного процесса.
Е.С. Евдокимова выделила этапы проектной деятельности детей дошкольного возраста, которые включают в себя совокупность творческих, исследовательских, поисковых, проблемных методов. Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5-5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте «на вторых ролях», выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Таким образом, в этом возрасте ребенок выступает как бы в качестве заказчика проекта.
Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5-6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6-7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её. На этом этапе у дошкольников возрастает интерес к получению новых знаний, повышается самостоятельность.
Отличие проектной деятельности от других видов деятельности старших дошкольников состоит в том, что она предполагает движение ребенка в пространстве возможного. Старший дошкольник исследует различные варианты выполнения поставленной задачи, выбирает оптимальный способ по определенным им критериям. Под выбором возможностей подразумевается, что ребенок не просто ищет способ выполнения действия, но исследует несколько вариантов. Это означает, что, прежде всего дошкольник отчетливо определяет, что ему нужно сделать.
В условиях дошкольной образовательной организации очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности дошкольников. Его роль заключается в – развитии и поддержки активности детей, создание условий, для самостоятельного определения цели и содержания предстоящей деятельности, выбрать способы работы над проектом и организовать ее.

Педагог мотивирует деятельность детей. Высокий уровень мотивации – залог успешной работы. Детская самостоятельность – вот главная составляющие проекта. Взрослый принимает на себя роль организатора деятельности детей, выступает как источник информации, консультант и эксперт. Он – основной руководитель проекта и последующей деятельности (исследовательской, игровой, художественной, практико-ориентированной), координатор индивидуальных и групповых усилий детей в решении проблемы. При этом взрослый выступает как партнер ребенка и помощник в его саморазвитии.
Исходя из вышеописанного, под проектной деятельностью следует понимать поэтапную практическую деятельность детей по достижению намеченных целей, в основе, которой лежит взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой.
Использование проектной деятельности в системе руководства патриотическим воспитанием в дошкольной образовательной организации можно считать наиболее приемлемой, так как она позволяет сочетать интересы всех участников проекта:
– педагоги имеют возможность самореализации и проявления творчества в работе;
– родители имеют возможность активно участвовать в важном для них процессе патриотического воспитания своих детей;
– дети имеют возможность получить знания и сформировать понятия и убеждения в рамках патриотического воспитания.
Влияние проектной деятельности на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ДОО довольно велико, так как результатом деятельности является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое своей Родины. Проектная деятельность является способом движения от воспитания простых чувств дошкольников к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.
В ходе проектной деятельности по патриотическому воспитанию в ДОО старшие дошкольники приобретают необходимые социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не только собственными мотивами, но и установленными нормами.
Одним из средств патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста является проектная деятельность, представляющая собой один из видов активности ребенка, направленная на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира через личное практическое исследование. Патриотическое воспитание старших дошкольников в проектной деятельности должно строиться с учетом определенных педагогических условий.
Таким образом, проектная деятельность это совокупность познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий старших дошкольников. В основу проектной деятельности заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определенным проектом. Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы старших дошкольников и получить ощутимый результат.
Следовательно, результат проектной деятельности – это проект, специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся создание творческого продукта.

Список использованной литературы

1.         Буре, Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: пособие / Р. С. Буре. – Москва: Мозаика-синтез, 2015. – 236 с.
2.         Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкол. учр-ий / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва: Мозаика-Синтез, 2008. – 112 с.
3.         Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. И.А. Герцена, 2015. – 321 с.
4.         Козлова, С. А. Нравственное воспитание детей в современном мире / С. А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2013. – № 9. – С. 98-101.
5.         Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет / Н. Г. Комратова, Грибова Л. Ф. – Москва: Вече, 2007. – 115 с.
6.         Лисина, М. И. Развитие общения у дошкольников / М. И. Лисина. – Москва: Владос, 2011. – 245 с.
7.         Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике / Л. Д. Морозова. – Москва: Сфера, 2016. – 122 с.
Март 2021