Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Миронова Наталья Анатольевна,
воспитатель,
МБОУ«ЦО№32»имени генерала И.В.Болдина,
г. Тула
Творческий поиск становится неотъемлемой частью современности. В современном мире, подготавливая ребенка к самостоятельной жизни, мы предполагаем развитие его внутреннего потенциала в полной мере и стремимся выявить и совершенствовать все его способности.
Одаренность является одним из самых интересных и загадочных явлений природы. Проблемы его диагностики и развития начали волновать педагогов уже давно, так как общество всегда нуждается в неординарных творческих личностях. Высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества. В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений, как на уровне общества, так и на уровне государства.
Одаренные дети значительно опережают своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрируют выдающиеся способности (музыкальные, художественные, спортивные и др.).
Существует деление одаренности на четыре группы:
·          дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
·          дети с высоким уровнем творческих способностей; 90
·          дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и т.д.) эту категорию чаще называют талантливыми.
Одаренных детей, как правило, отмечают высокая любознательность и исследовательская активность. Психофизиологические исследования показывают, что у таких детей повышена биохимическая и электрическая активность мозга. Недостаток информации, которую можно усвоить и переработать одаренные дети воспринимают болезненно. Поэтому ограничение их активности негативным образом влияет на реакции невротического характера.
Одаренных детей в раннем возрасте отличает способность отслеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; они особенно увлекаются построением альтернативных моделей и систем. Для них характерна более быстрая передача нейронной информации, их внутримозговая система является более разветвленной, с большим числом нервных связей. Одаренные дети обычно обладают отменной памятью, которая основана на раннем овладении речью и абстрактным мышлением, умением широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание к одаренным детям привлекает их большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, а также умение ставить вопросы. Многие одаренные дети с удовлетворением читают словари и энциклопедии, продумывают слова, которые должны, по их мнению, выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей. Одаренных детей также отличают повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна. Однако свойственное многим из них разнообразие интересов иногда приводит к тому, что они начинают несколько дел одновременно, а также берутся за слишком сложные задачи.
Психологический феномен развития одаренности ребенка дошкольного возраста объясняется тем, что художественно-творческая одаренность ярче всего проявляется в дошкольном возрасте, так как ребенок, обладая образным мышлением, лучше запоминает все яркое, выразительное и охотнее стремится реализовать себя в художественно-творческой деятельности. Дошкольный возраст представляет наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления, в сочетании с интенсивным развитием воображения это обеспечивает развитие творческих способностей. Л.С. Выготский утверждал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начинает складываться в игровой деятельности и получает дальнейшее развитие и воплощение в самых различных видах детской творческой деятельности – изобразительной, музыкальной, театральной и др.
В дошкольном возрасте можно выделить несколько ступенек способностей. Каждая ступенька – это путь восхождения воспитанника 91 дошкольного учреждения к вершинам своего развития или система воспитательно-образовательной работы.
Первый этап – копилка эстетических переживаний, настроений, эмоций, первые сенсорные впечатления. Самое главное на этом этапе – пробуждение чувственной сферы, а искусство должно явиться сопровождающим фоном развития. Воспитанники нашего детского сада начинают принимать участие в различных конкурсах, таких как «Маленький всезнайка».
Второй этап (3-4 года) – погружение в деятельность. Начальные признаки природного потенциала. Ребенок данного возраста очень активен, он с интересом берется за любое дело, не зависимо от уровня его сложности и новизны. Учитывая это, необходимо предоставлять детям широкий спектр различных видов деятельности. Дети могут посещать развивающие кружки, открытые в детском саду «Веселый Английский», «АБВГДейка», принимать участие в различных конкурсах таких как: «Конкурс юных чтецов», «Маленькие Энштейны» и др.
Третий этап (4-5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Главное на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. На данном этапе уже возможна работа по объединению детей, имеющих однотипные способности в группы для дополнительных занятий. Для этого педагоги детского сада вовлекают детей принимать участие совместно с родителями в спортивных соревнованиях «Папа мама я – спортивная семья», «Быстрее, выше, сильнее» и т.д.
Четвертый этап (5-6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущих этапах деятельность затевается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Дети участвуют в различных муниципальных конкурсах, таких как «Хрустальный башмачок», «Флешмоб по ПДД», «Оркестр» и занимают призовые места.
Пятый этап (6-7 лет) – проявление одаренности. Первые шаги в мир профессионального искусства. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Сопровождающий фон развития ребенка (кружки, индивидуальная работа) это пробуждение его природного потенциала, первый этап развития способностей дошкольника. Таким детям предоставляется возможность участвовать в исследовательских проектах «Я – исследователь», «Эколята-дошколята» и др.
Родители становятся здесь главными союзниками и помощниками, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Центру детского творчества, Дома культуры, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности. Направить же родителей, помочь им увидеть одаренность своего ребенка должен педагог.
Основной задачей ДОУ является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей. Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.
Педагоги дошкольного учреждения занимаются проблемами выявления и сопровождения детей с признаками одаренности, подборкой и систематизацией материала по работе с такими детьми, осуществлением взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с учреждениями дополнительного образования.
В ДОУ проводятся выставки, конкурсы, открываются кружки различной направленности. Воспитанники могут участвовать в проектной, экспериментально-исследовательской деятельности. Достигая результатов, могут выступить перед аудиторией детского сада с презентациями, отчетами о своих заслугах. Это способствует тому, что ребенок преодолевает свои страхи, неуверенность в себе, стеснение. Такая деятельность помогает раскрывать различные способности детей и побуждает воспитанников заниматься любимым делом.
Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с высокомотивированными и одаренными детьми, создавать условия для развития их одаренности и выдающихся способностей, сопровождать их продвижения на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития.
Это необходимо для того, чтобы приблизить социальный смысл и цели обучения к индивидуальным возможностям одаренных детей. Работа в этом направлении должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество. Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности.
Главная задача взрослого привить ребенку интерес к серьезной творческой работе. Педагогу всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, очень ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальные и методические. Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка.
Выявление, обучение и воспитание одаренных детей с учетом их особенностей – залог их дальнейшего благополучного развития.
Март 2021