Высшая школа делового администрирования
Конференции

МИР ЧЕЛОВЕКА. Я И МОИ ЧУВСТВА, НАСТРОЕНИЕ, ЭМОЦИИ

Амирова Зимфира Сагитьяновна,
Воспитатель,
МБДОУ детский сад Светлячок
с.Большеустькинское Мечетлинский район
Республика Башкортостан
Отражение эмоционального опыта ребенка, понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и тесно взаимосвязано с ним. Приобретая первоначальный чувственный опыт, ребенок переходит к осмыслению эмоциональной действительности, а затем к ее выражению в собственной речи. Речь детей становится богаче, больше используется эпитетов, определений, обозначаются не только действия, но и мысли, характер эмоций и переживаний, что позволяет передавать внутреннее состояние словами. Элементарное обобщение личного опыта позволяет ребенку понимать настроение окружающих людей и выражать эти понятия на невербальном и вербальном (словесном) уровнях, а впоследствии овладеть поэтическим языком выражения состояний, встречающимся в литературных произведениях.
В своей работе я использую набор сюжетных картинок, где изображены эмоциональные состояния и чувства людей в сюжетных рисунках. На доступном дошкольнику уровне происходит знакомство не визуальным выражением чувств людей и их словесным обозначением. Для каждого чувства подобраны сюжетные картинки, которые позволяют более точно раскрыть данное состояние и включить определяющее его понятие в контекст житейской ситуации.
Разработанные мной речевые задания и игры ориентированы на обогащение и активизацию социальных знаний, словарного запаса, формирование лексико-грамматического строя` и развитие связной речи ребенка. Помимо традиционных для методики развития речи задач в своей практике провожу работу, направленную на стимуляцию речевой активности ребенка, формирование таких коммуникативных умений и навыков, как способность вступить в разговор, поддержать беседу, поделиться своим опытом, мыслями, переживаниями. В процессе выполнения предложенных заданий активизируются речевое общение ребенка, его инициативные высказывания, касающиеся личного опыта и знакомых жизненных ситуаций, умения рассуждать, обосновывать свое мнение. Постепенно происходит освоение ребенком основных форм речи — диалога и монолога. Освоению диалогической формы речи детей способствуют предусмотренные в заданиях различные виды игровой деятельности: театрализованная игра, игра-драматизация, разыгрывание ситуации, этюда, сюжетно-ролевая игра. Речевое взаимодействие, возникающее в процессе игры, направленно развивает диалогическое общение, расширяет сферы использования грамматических средств языка в различных формах речи (диалоге, монологе) и речевого общения (эмоционального, личностного, познавательного).
Следует отметить, что с детьми рассматриваются состояния, которые могут переживаться человеком на уровне эмоций, могут перерастать в чувства, а в некоторых случаях являться чертой характера человека. Например, страх, возникающий в результате пугающей ситуации, может переживаться мгновенно как эмоциональное состояние, в другом случае может выступать как чувство страха, а может быть характерным качеством трусливого человека. Особого внимания заслуживают состояния добродушия, отзывчивости, трудолюбия, лени, которые чаще рассматриваются как характеристики личности человека. В то же время они могут выступать как переживаемые чувства в конкретных ситуациях у разных людей. Например, равнодушный человек, испытывая состояние добродушия, может совершать благие поступки, отзываясь на чужое горе. Или трудолюбивый человек может испытывать чувство лени и не желать работать в конкретный момент. На занятиях данные состояния рассматриваются как чувства, но в процессе работы проговаривается, что они могут являться характеристикой отдельных людей.
В своей практике я использую также речевой материал пословиц и поговорок, предложены задания и игры, направленные на обучение детей пониманию смысла народных изречений. Обладая мощным воспитывающим и эстетическим потенциалом, пословицы являются универсальным средством умственного и речевого развития детей. В процессе работы над заданиями ребенок учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения, у него формируются и закрепляются умения видеть и объяснять смысл выражений, понимать образные сравнения.
Работа с пословицами и поговорками строится с опорой на наглядный материал и конкретные жизненные ситуации,в частности на мнемотаблицы, что позволяет дошкольнику лучше понять их значение, уяснить скрытую в них народную мудрость. К каждому изображению чувства человека подобрано народное изречение, характеризующее данное состояние. Использование наглядного материала является необходимым условием для усвоения ребенком иносказательного смысла, так как ведущий тип мышления в старшем дошкольном возрасте — наглядно-образный, а вид восприятия познавательной информации — визуальный. Поэтому для лучшего усвоения и понимания смысла в этом возрасте нужно подкрепление образом — опора на иллюстрацию.
Каждому состоянию отводится два занятия. На первом занятии происходит знакомство с эмоциональной стороной чувства, предлагаются упражнения на распознавание его в мимике, пантомимических движениях, с помощью пиктограмм (схематичного изображения) и рисунков.
Работу со словарным материалом я начинаю с рифмованного текста и опоры на иллюстрацию, не только зачитать текст, но и сделать краткий анализ содержания рисунка, объяснить причинно-следственные зависимости. При выполнении заданий обращаю внимание на возможность дошкольника понять и прочувствовать определенное эмоциональное состояние, выразить его при помощи мимики и жестов и перевести полученные им в результате ощущения на словесный уровень — составить описательный рассказ с опорой на рисунок, личный опыт ребенка.
При знакомстве с эмоциями следует уделять внимание развитию у ребенка умения различать состояния, выделять в них характерные черты, выразить словесно свои ощущения, возникающие при определенном чувстве, обучать умению передавать свое или чужое эмоциональное состояние через его название, понимание и описание. В ходе выполнения заданий дошкольники делают упражнения, способствующие развитию у них лексико-грамматических категорий; согласование частей речи в роде, числе, падеже; образование родственных слов и форм одного и того же слова: образование новых слов от производного; употребление разных частей речи; подбор синонимов, антонимов: понимание и употребление образных сравнений,
На втором занятии основное внимание уделяю закреплению навыка распознавания эмоционального состояния и речевых умений его выражения. Для этой цели я использую картинный материал и различные виды игровой деятельности, способствующие развитию навыков диалогического и ситуативного общения детей: сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, разыгрывание различных ситуаций. Для закрепления отрицательно окрашенных эмоций лучше использовать театрализованную игру, иногда игру-драматизацию с тем, чтобы ребенок проигрывал не свою эмоцию, а опосредованную другим объектом — куклой, героем этюда или персонажем сказки.
Использование картинного материала на занятиях по развитию
речи может быть достаточно разнообразным: составление предложений, рассказов, пересказ по сюжетному рисунку; игры и задания на развитие речи и представлений детей об эмоциональных состояниях человека: игры и задания с пословицами и поговорками.
Составление предложений, рассказов (пересказа) по сюжетному рисунку включают следующие виды заданий:
- рассказ по вопросам с опорой на рисунок; рассказ по опорным словам на основе анализа сюжета;
- составление цепочки предложений по опорным словам; составление рассказа по сюжетному рисунку; составление рассказа по вопросам на основе анализа сюжетной картинки; составление рассказа по плану.
Надеюсь, что мой опыт поможет вам и вашим детям лучше узнать друг друга и научит понимать эмоциональные состояния других людей.
Март 2021