Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГОВ ДОО КАК УСЛОВИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Ветошкина Елена Леонидовна,
старший воспитатель,
МАДОУ «Детский сад №72»
город Сыктывкар
Повышение профессиональной компетентности предполагает создание положительной атмосферы в коллективе педагогов, активное участие каждого педагога дошкольного учреждения в методиче­ских мероприятиях, в выборе направлений, целей и задач раз­вития учреждения, готовность взять на себя ответственность за принятое решение на педагогических советах.
Однако не все педагоги вначале готовы к открытому диало­гу, испытывают определенные психологические трудности: дис­комфорт при необходимости выступать перед коллегами, пред­почтение предложенных другими решений в ущерб собственно­му видению проблемы. С целью повышения уровня самооценки педагогов, их раскрепощения и создания позитивной атмосферы в коллективе целесообразно использовать специально отобран­ные психологические упражнения, главной целью которых яв­ляются создание доверия, открытости, раскрепощения и эмоци­ональной свободы, сплоченности группы, развитие у педагогов ощущения своей принадлежности к коллективу. Кроме того, эти упражнения способствуют принятию самим коллективом каж­дого педагога, осознанию ценности каждой конкретной лично­сти для всей группы участников заседания.
Часть представленных упражнений была разработана в ходе реализации модели повышения профессиональной компе­тентности в нашем Учреждении, остальные имеют указания на своего автора после названия.
Все упражнения для удобства разделены на две большие группы:
-          упражнения, направленные на диагностику и коррекцию взаимоотношений
в коллективе, профессионально-личностных качеств педагогов;
-          упражнения, направленные на создание благоприятной психологической
атмосферы, сплоченности коллектива педаго­гов; снижение усталости, напряжения и дискомфорта.
Упражнения, направленные на диагностику и коррекцию взаимоотношений внутри коллектива, профессионально-личностных качеств педагогов:
Упражнение «Узелок»
Цели: диагностика самопрезентации и уровня притязаний каждого педагога; оценка его активности в решении коллек­тивных задач, выполнении поставленной задачи в измененных условиях; выявление скрытых и явных лидеров коллектива.
Ведущая. Для выполнения этого упражнения потребу­ется длинная веревка. Здесь - середина веревки. Предлагаю встать и взяться с обеих сторон от узелка тем педагогам, кто чувствует в себе желание активно участвовать в предстоящем задании. А теперь предлагаю встать и взяться за концы верев­ки тем педагогам, кто предпочитает спокойное созерцание ра­боты своих коллег. Теперь все остальные должны распреде­литься по длине веревки, взяв ее в руки в том месте, которое соответствует их участию в данном упражнении: ближе к сере­дине - более активные, ближе к концам — менее активные. Все на своих местах? Сейчас я на ваших глазах разрежу верев­ку прямо посередине и свяжу два ее бывших конца — теперь здесь ее середина.
Ваше задание: не отпуская и не перемещая по веревке руки, завязать рядом с получившимся узлом такой же узелок.
Упражнение «Степень включенности в группу» (Клаус В. Фопель, модификация)
Цель: диагностика и обращение внимания коллектива на проблему включенности педагогов в совместную деятельность и создание предпосылки для интеграции пассивных участников.
Ведущая. Я хочу, чтобы мы проверили, насколько каж­дый из нас чувствует себя в данный момент включенным в груп­пу. Для меня это очень важно, поскольку я знаю, как неприятно для любого человека ощущать себя хотя бы в какой-то степени посторонним. Вам нужно будет встать и, не разговаривая друг с другом, выстроиться в одну линию. Пусть тот, кто чувству­ет себя полностью включенным в трупу, встанет около двери, а тот, кто чувствует себя слабо включенным или даже совсем не включенным, - у противоположной стены. Все остальные должны распределиться на линии, сочиняющей двух крайних участников, — в соответствии с ощущаемой в данный момент степенью включенности. Пусть каждый найдет свое место. Те­перь оглянитесь вокруг себя и посмотрите, как выстроилась наша группа. Я хочу, чтобы каждый коротко рассказал о том, что побудило его встать именно на это место и как он относит­ся к решению своих коллег. В какой мере результат упражне­ния оказался неожиданным для вас?
Упражнение «Взлеты и падения» (Клаус В. Фопель, модификация)
Ведущая. Я хочу сегодня вместе с вами исследовать историю развития нашего коллектива. Если мы все вместе луч­ше поймем прошлое группы, то сможем яснее увидеть, на чем стоит делать упор в будущем. Возьмите листок бумаги и нари­суйте на нем линию, которая символически будет представлять ваше самочувствие вовремя пребывая в коллективе с самого начала и до сегодняшнего дня. Проведите эту линию так, что­бы были ясно видны пережитые вам «взлеты» и «падения», и пометьте ключевыми словами наиболее важные для вас ситу­ации. У вас есть на это 10 минут.
На линии вашего самочувствия отметьте еще три момен­та: когда вы были наиболее счастливы в этом коллективе; си­туацию, которая была вам наиболее неприятна; и промежу­точную ситуацию, в которой вы чувствовали себя спокойно и комфортно.
Можете некоторое время походить по аудитории, посмо­треть на листки своих коллег и перекинуться с ними парой слов.
Вопросы для обсуждения.
-         Есть ли события, которые ощущаются одинаково пози­тивно или одинаково негативно всеми (или почти всеми) педа­гогами?
-         Обнаружилась ли какая-то тенденция в развитии коллек­тива?
-         Как каждый из нас видит будущее коллектива?
-         Какие выводы нам стоит сделать из этого упражнения?
Упражнение «Выбор руководителя» (Клаус В. Фопель, модификация)
Цели: диагностика уровня притязаний каждого педаго­га, выявление скрытых и явных лидеров коллектива; развитие адекватной самооценки.
Ведущая. Я хочу предложить вам разобраться в том, кого вы, не включая реальных членов администрации, готовы принять в качестве руководителя нашего коллектива. Каждый из вас получит три одинаковые карточки. У вас будет 20 минут на выполнение задания. Задание состоит в следующем: свобод­но перемещаясь по залу, вам надо будет отдать свои карточки тем членам коллектива, которых вы охотно приняли бы в каче­стве руководителя (всего коллектива, малой группы и т. д. — это решать вам). При этом вы сами решаете, сколько карточек вы даете тому или иному кандидату. Разумеется, вы можете вы­двинуть в качестве кандидата и самого себя и предложить дру­гим подкрепить ваши полномочия своими карточками. По ито­гам игры руководителем станет тот, у кого окажется наиболь­шее количество карточек.
Упражнения, направленные на создание благоприятной психологической атмосферы, сплоченности коллектива педагогов, снижение усталости, напряжения и дискомфорта
Упражнение «Здравствуйте!»
Цели: создание положительной психологической атмо­сферы, раскрепощение, снятие напряжения, беспокойства.
Ведущая. Вы будете произвольно двигаться по залу в разных направлениях, спокойно. Но как только вы услы­шите сигнал свистка, вы должны сразу же найти себе пару и, прикоснувшись к своей паре той частью тела, которую я назову, сказать, как можно приветливее «Здравствуйте!», или «Привет!», или «Добрый день!» Главное правило - одно­го и того же человека выбирать нельзя! Не пугайтесь - сложных частей тела называть не буду. Итак, если вопросов нет — пошли!
-          Рука;
-          Колено;
-          Плечо;
-          Ухо;
-          Спина;
-          Локоть;
-          Ладонь.
Упражнение «Поплавок»
Цели: снятие напряжения и усталости; обучение педагогов методам самовосстановления, профилактика стрессов.
Ведущая. Сядьте удобно, расслабьтесь. Представьте, что вы - поплавок в океане. Нет цели, компаса, руля, весел. Вы просто плывете по волнам... (Пауза). Почувствуйте, как волна накрывает вас, но вы же поплавок! И вот вы опять на плаву. И так будет всегда... (Пауза.)
Это упражнение помогает также почувствовать свободу, возможность управлять собой, понять: что бы ни произошло, я могу оставаться на плаву. Я этого достоин!
Упражнение «Картина»
Цели: содействие сплоченности внутри коллектива; раз­витие у каждого педагога чувства причастности к коллективу; снятие напряжения и усталости.
Ведущая. Давайте все вместе нарисуем картину. Я возь­му холст (пантомима) и нарисую на нем что-то, потом пере­дам его... (называется имя и отчество педагога, сидящего справа от ведущего). Он нарисует на нем то, что ему хочется, и скажет нам, что он нарисовал. Затем передаст картину даль­ше по кругу.
(«Картина» проходит по кругу и возвращается к ведуще­му) Я держу в руках картину и вижу на ней линию горизонта, которую нарисовала я, и.., которое нарисовали вы,... (обраще­ние по имени и отчеству к сидящему от ведущей справа).
Далее проговаривает все «штрихи», которые «нарисовал» каждый педагог, обращаясь к нему и называя его по имени и отчеству.
Упражнение «А напоследок я скажу...»
Цели: создание положительного эмоционального фона; сня­тие напряжения по итогам активной деятельности.
Ведущая. Сейчас мы будем передавать мяч по кру­гу. Пусть каждый участник скажет сегодня кому-то «спаси­бо». Я хочу, чтобы это слово сказали все, и чтобы никто не остался без благодарности коллеги. Ведь мы все вместе плы­вем на одном корабле. И на мой взгляд (я искренне надеюсь, что ко мне присоединится большинство из вас), это плава­ние - прекрасно! Тем более в такой замечательной коман­де, как наша!

Март 2021