воспитатель,
МДОУ «Детский сад №101»
РМ, город Саранск
Свое выступление я бы хотела начать со слов поэта Роберта Рождественского:
Все начинается с любви...
Твердят: "Вначале было слово..."
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви!..
На мой взгляд, именно эта мысль как нельзя лучше отражает главную идею, лежащую в основе работы с одаренными детьми: ученики не просто добывают знания по различным направлениям, но и делают это с интересом, получая удовольствие от выполняемой работы. Немаловажную роль в этом процессе играет учитель, который должен, помогать, направлять, развивать, мотивировать своих учеников на успешную работу. Как же это сделать?
Ни для кого не секрет, что одарённые дети отличаются хорошей памятью, любознательностью, большим словарным запасом, способностью устанавливать причинно-следственные связи. Одни из них усваивают учебную программу эффективнее и быстрее одноклассников, встречаются и те, которые могут учиться плохо. Но не стоит забывать, что понятия одарённости и успеваемости не одно и то же: одарённость – это, прежде всего, потенциал, возможности личности, а не оценка в процессе обучения в школе. Следовательно, чтобы грамотно организовать работу с одаренными детьми, необходим индивидуальный подход к каждому ученику.
Исходя из этого, в своей работе с одаренными детьми согласно федеральным государственным стандартам общего образования я применяю следующие современные педагогические технологии:
Содержание образовательной технологии
Применение
1. Проектно-исследовательская деятельность
Деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результативности исследования, определение необходимых ресурсов. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования (отличие от проектной деятельности)
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся по русскому языку и литературе.
2. Деловые игры
Деловые игры делятся на производственные, организационно-деятельностные, проблемные, учебные и комплексные.
Внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе.
3. Технологии сотрудничества
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе.
Групповая работа на уроке, работа в паре.
4. Информационно-коммуникационная (ИКТ)
Технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютерная техника, аудио, кино, видео).
Использование интерактивных тестов, создание и работа с презентацией, прослушивание текстов.
5. Проблемно-диалогическое обучение
Особенности проблемно-диалогического урока.
1.Создание проблемной ситуации учителем, но формулирование проблемы учениками.
2.Актуализация учениками своих знаний.
3. Поиск решения проблемы учениками.
4.Выражение решения.
5. Применение знаний учениками.
Используется на этапе открытия новых знаний.
6. Проектная деятельность (индивидуальная, групповая, коллективная)
Основные принципы учебного проектирования:
· Опора на интерес детей, а также ранее усвоенный материал;
· Большая самостоятельность учащихся;
· Творческая направленность;
· Практическая осуществимость проекта;
· Связь с потребностями общества.
Создание обучающимися индивидуальных или групповых проектов по русскому языку и литературе
7. Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированное образование- развитие и саморазвитие личности ученика исходя из его индивидуальных особенностей.
Материал урока строится таким образом, чтобы способствовать развитию каждого ученика.
8. Технологии дифференцированного обучения
Форма организации образовательного процесса, реализуемая на основе разделения учащихся на различные по численности группы с характерными для них признаками для подбора специфических методов и приемов работы с каждой группой обучающихся.
Организация работы обучающихся исходя из уровня знаний, подготовки.
9. Технология развития критического мышления
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-ориентированного подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартам, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.
Работа с информацией разных источников, направленная на развитие способностей анализировать ситуацию и применять имеющиеся знания для решения возникающих вопросов, аргументировать свою позицию.
Каждая из названных технологий, словно часть сложного пазла, который складывается в течение работы педагога. Не буду скрывать, что достаточно сложно организовать учебное занятие так, чтобы эффективно работало несколько педагогических технологий. Это требует особой подготовки. Тем не менее, я, как и все педагоги, идущие в ногу с развитием образования, стараюсь это делать.
Приведу конкретные примеры. На уроках литературы в рамках знакомства с жанром сказки я предлагаю наиболее сильным ученикам выполнять разнообразные проекты. Например, «Бродячие сюжеты в сказках народов мира». Его цель: сформировать у обучающихся представление о сказках с «бродячим сюжетом». Задачи, которые решают ученики:
- сформировать представление о понятие «бродячие сюжеты»;
- познакомиться со сказками разных народов;
- составить перечень сказок разных народов с бродячим сюжетом.
Ребята представили следующие сказки с похожим сюжетом:
1. «Шангул и Мангул»- персидская народная сказка», «Волк и семеро козлят» - русская народная сказка.
2. «Лиса и налим» - якутская народная сказка, «Лиса и рак» - русская народная;
3. «Правда и неправда» - якутская, «Как братья огонь добывали» - чувашская народная сказка.
4. «Два Мороза» - русская народная сказка, литовская народная сказка называется «Старый морозец и молодой морозец».
В ходе данной работы сильные ученики представляют свои проекты, углубляя знания остальных обучающихся по изучаемой теме, ребят с сюжетами сказок разных народов мира.
В рамках изучения творчества А. С. Пушкина мои ученики выполняли исследовательскую работу «Влияние мирового культурного наследия на творческие образы в поэзии и графике А.С. Пушкина», посвященную выявлению связи творчества художников и скульпторов с произведениями А.С. Пушкина (литературными и художественными). Ребятами рассматривалась возможность изучать поэзию А.С. Пушкина с точки зрения влияния мировой культуры. В хоте выполнения работы ученики проанализировали множество источников, посетили музеи и выставки. Результат своей работы они представили на областной научной конференции и получили диплом 3 степени.
Положительно влияют на одаренных детей деловые игры. Рассмотрим внеклассное мероприятие, посвященное творчеству И. А. Крылова для учеников 6 класса. В нем принимают участие команды, защищающие честь своих классов. Как правило их участниками становятся успешные ученики с высокими способностями, потому что участие в данном мероприятии предполагает серьезную предварительную подготовку: работу с биографическими источниками, чтение произведений автора, не входящих в школьную программу, знакомство с творчеством древних баснописцев., а результат игры оценивается педагогами, учениками старших классов.
Но важно уделять внимание не только отдельным разработкам, направленным на развитие способностей одаренных детей. Так сам урок уже должен быть выстроен несколько по-другому. Помогает в этом проблемное обучение, позволяющее ученикам активизировать свои способности, связанные с анализом различных ситуаций. Ученик должен применить уже имеющиеся знания и понять, что еще необходимо узнать для решения предлагаемой проблемы. Выстроить план действий, оценить результат, сравнив его с планируемым. Именно такие этапы работы должен содержать современный урок, выполненный по требованиям стандартов второго поколения.
Но нельзя забывать, что в классе есть и среднестатистические ученики, ученики слабые. Поэтому не обойтись и без дифференцированного подхода. Так на уроке и дома ребята могут выполнять задания различной сложности, в зависимости от своего уровня подготовки. Например, при изучении темы «Этимология слов» учащиеся с более высокими способностями должны не просто выяснить происхождение того или иного слова, но и и соотнести пары слов с точки зрения истории их возникновения, выявив общее, на первый взгляд, у совершенно разных понятий.
Одаренные дети — это дети, которые всегда испытывают чувство любопытства, направленное в различные сферы их жизни. Как же заинтересовать таких детей обычной школьной программой? На мой взгляд, важно выстраивать материал урока так, чтобы ученик чувствовал его актуальность и сегодня. Например, на одном из первых уроков по роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», ребята, работают над составлением характеристики главного героя, выявляют важные особенности общества того времени (раскол общества, уход от национальных корней; противоречия эпохи накладывают отпечаток и на человека) и размышляют над вопросом: какие из упомянутых проблем актуальны сегодня. Ученик сопоставляет эпохи, анализирует поведение и характер героя, стараясь поставить себя на его место. Он словно проживает жизнь персонажа, улавливая малейшие нотки его настроения. Осознание того, что в классической литературе есть то, что актуально и для современного общества, повышает интерес к ней, а ощущение близости по духу с героем или желание понять причину его поступков побуждают работать и дальше.
Любой труд должен иметь свою оценку. Оценить свои возможности одаренные дети могут на различных конкурсах, олимпиадах, кружках, тематических слетах для одаренных детей. В своей практике я стараюсь не обходить их стороной (перечислить и на слайд). Это возможность для детей проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей. Ребятам важно почувствовать, что они не одни, увидеть своих единомышленников, а в некоторых моментах ощутить конкуренцию, что тоже способствует дальнейшему движению вперед.
Казалось бы, сегодня уделяется огромное внимание работе с одаренными детьми, и мы, педагоги, делаем все, что в наших силах, для достижения высоких результатов, для создания условий развития для тех, кому это так важно. Но на своем пути мы сталкиваемся и с различными проблемами.
Исследования показывают, что работа с одаренными детьми должна сопровождаться компетентным психологом. Ученые подтверждают, что внутренний мир ребенка с выдающимися способностями такой же уникальный, как и он сам. Отмечается не один случай, когда талантливые дети, не принимая установленный порядок жизни, обучения, уходят из дома, пропускают школу, конфликтуют. И коррекция такого поведения требует работы со специалистом. Да и выявление одаренных детей — непростая задача. И в ее решении в одиночку учителю не справиться.
Особые дети требуют рядом с собой особо подготовленного педагога, который должен всегда быть готовым к вопросам, к нестандартным методам решения, а значит, постоянно находиться на пути самосовершенствования. Плодотворная работа с одаренными детьми предполагает следование индивидуальному плану, составленному для конкретного ученика. Что тоже при сегодняшней загруженности учителя не всегда возможно.
В работе с одаренными детьми рука об руку со школой должна идти семья.
Но, к сожалению, дома не всегда уделяется должное внимание наблюдению за ребенком, выявлению его способностей. И причина этого, прежде всего, в том, что родители не вооружены информацией по данному вопросу. Следовательно, мы вновь возвращаемся к вопросу о сопровождении процесса работы с одаренными детьми специалистами школы, к организации совместных уроков для детей и родителей, организации семейных консультаций. Наша школа активно работает в данном направлении: проводит дни открытых дверей, приглашает на родительские собрания различных специалистов.
Также для создания системы работы с одаренными детьми необходимо объединение усилий учреждений и структур системы дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений и вузов. Другими словами, работа с одаренными детьми — это непрерывный процесс работы нескольких составляющих: семьи, школы, учреждений допобразования, вузов. Только работа на достижение одной общей цели сможет принести результаты.
Д. А. Медведев в государственной инициативе «Наша новая школа говорил: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.» А помогают их формировать семья и система образования. Только объединив усилия мы сможем получить достойный результат и воспитать поколение, готовое покорить любые вершины.