Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ЛИЧНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ЯЗЫКОВОГО ОБУЧЕНИЯ

Наточий Людмила Александровна,
преподаватель иностранного языка,
ГОУ СПО ЛНР «ЛАСК имени А.С.Шеремета»
г. Луганск
Основным видом деятельности для студентов в любом учебном заведении является учеба. В течение нескольких лет учеба становится главным и определяющим моментом в жизни студентов. От того, как складывается учеба, зависит психоэмоциональное состояние студентов, подготовка к социальной зрелости и активности, закладываемая профессиональная база, будущая профессиональная деятельность, будущее обучение в высших учебных заведениях и т.д. Поэтому все, что происходит в учебном заведении, должно работать на вышеперечисленные моменты. А это значит, что студентам необходимо создать условия для жизни и учебы на максимально возможном высоком уровне, то есть в атмосфере доброжелательности, открытости и честности, дружелюбия.
Основное, что создает дискомфорт у студентов, - это страхи, с которыми они уже приходят в колледж.
Задача преподавательского состава создать обстановку, которая нейтрализует эти страхи. Для этого необходимо выявить те сложности, которые пугают студентов.
Прежде всего, это – уровень преподавания. Другая сложность – это новые дисциплины и те дисциплины, которые труднее даются, чем в школе.
Еще одна сложность: новый коллектив студентов и преподавателей. С одной стороны студенты достаточно быстро сходятся друг с другом, но возникает вопрос доверия группе. Этот процент всегда ниже, чем процент общения.
Огромную роль играет ситуация, когда студенты испытывают страх ошибиться при ответе. Соответственно задача преподавателя иностранного языка в акцентировании не на ошибке при обучении, а на что нужно обратить внимание, чтобы не сделать эту ошибку. Иногда необдуманные комментарии преподавателя при ответе студентов дают обратный эффект: студенты бояться неверных ответов, думая, что над ними будут смеяться.
По мнению С.А. Нурмухамбетовой: «помимо языковых навыков и речевых умений, коммуникативный успех зависит также от других свойств интеллекта и личности в целом, определяющих готовность к общению» [1, С. 48].
Некорректность преподавателя может подхватить группа. Очень часто защитная реакция выражается через агрессию. В меньшей степени дискомфорт проявляется там, где в представлении студентов о колледже что-то совпало или нет - могут нравится преподаватели, студенческий коллектив, общение друг с другом, но также возникает негативная реакция по поводу длинных пар или строгой дисциплины, но в целом цель исследования условий для гармоничного энергоинформационного обмена – это создание таких условий, когда подростки чувствовали бы себя здесь дома, в безопасности. Любые отношения между людьми начинаются со знакомства и общения.
Если желание общаться отсутствует, то изучение иностранного языка будет неэффективным. Как следствие, достаточно часто выпускники школы, которые показали удовлетворительный уровень результатов в языковых тестах, неспособны выстроить коммуникацию в реальных ситуациях общения на иностранном языке [3, C. 57].
При этом каждый определяет для себя ту нишу, в которой он чувствовал бы себя комфортно. Взаимоотношения между преподавателями и студентами строятся на основе того, что одни призваны обучать, другие – учиться.
В последнее время изучению иностранных языков уделяется особое внимание и владение иностранным языком является конкурентным преимуществом любого современного человека. Е.А. Михалева отмечает: «в современных этнокультурных условиях, характеризующихся дву- и многоязычием в трудовой среде, знание языков является важнейшим компонентом интеллектуального капитала сотрудников» [1, C. 92].
При изучении иностранного языка рассматриваются три ключевых аспекта формирования языковой личности –
·           лингвистический,
·           психологический
·           педагогический.
Доказано, что лингвистический аспект существования языковой личности раскрывает ряд фундаментальных для методики преподавания иностранного языка положений, способствующих построению более эффективных педагогических моделей обучения.
Психологический аспект предполагает, что каждый студент обладает свойственным только ему коммуникативным поведением, проявляющимся в конкретных ситуациях общения. Также данный аспект затрагивает условия развития речевого творческого потенциала у студентов, включая создание творческой среды иноязычного общения и учебно-речевой деятельности.
Педагогический аспект направлен на формирование у студентов личностного отношения к содержанию языкового обучения, готовности осуществлять межкультурное взаимодействие и практического применения иностранного языка.
Остановимся подробнее на педагогическом аспекте, который направлен на формирование у студентов личностного отношения к содержанию языкового обучения.
Основные функции, которые выполняют современные (неродные, в том числе ИЯ) языки в обществе, состоят: в установлении взаимопонимания между народами - носителями разных языков и культур; и обеспечении доступа к многообразию мировой политики и культуры, в том числе и с помощью средств новых информационных технологий, дать благоприятные условия и для изучения локальных языков.
Таким образом, язык и, следовательно, языковое образование выступают в качестве важного инструмента успешной жизнедеятельности человека в поликультурном и мультилингвальном сообществе людей.

Диаграмма №1, Опрос студентов ГОУ СПО ЛНР «Луганский архитектурно-строительный колледж имени архитектора А.С. Шеремета»


Языковое образование, как процесс, направлено на приобщение обучающихся к новому для них средству общения, на познание ими чужой культуры и осмысление своей культуры, привитие им готовности к диалогу и толерантности по отношению к иным языкам и культурам. Согласно антропоцентрическому принципу, который является одним из ведущих при определении особенностей современного языкового образования как процесса, учащийся выдвигается в ранг субъекта учебной деятельности и субъекта межкультурной коммуникации.
Был проведен опрос на базе ГОУ СПО ЛНР «Луганского архитектурно-строительного колледжа имени архитектора А.С. Шеремета», который показал цели, поставленные студентами, при изучении английского языка (диаграмма №1):
1. Для себя
2. Для обучения в колледже/институте
3. Для работы по профессии архитектор
4. Для работы за границей
Опрошено было 46 студентов специальности «Архитектура» (90%):
«Для работы по профессии архитектор» - 30,4% проголосовавших.
«Для себя» - 28,3%.
«Для обучения в колледже/институте» - 21,7%.
«Для работы за границей» - 19,6%.
Согласно приведенным в диаграмме данным делаем вывод, что важность изучения иностранного языка в профессиональной среде для успешного и преуспевающего специалиста сейчас ничуть не преувеличена.
Итак, личность ученика есть определяющий фактор и условие успешности языкового образования как результата (впрочем, как и процесса, и ценности).
Соответственно, исходя из вышеизложенных фактов, можно сделать вывод, что методически грамотно организованная иноязычная среда вносит вклад в развитие языковой личности студента в неязыковом вузе.
Список литературы
-          Нурмухамбетова С. А. Эффективное формирование коммуникативной готовности к овладению иностранным языком как результат педагогического моделирования / С. А. Нурмухамбетова // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – – №3 (26). – С.48-52.
-          Михалева Е. А. Языковое образование как составляющая экономического капитала личности на современном рынке труда / Е. А. Михалева // Фундаментальные исследования. – 2008. – № 7. – С. 91–93.
-          Alptekin C. Towards intercultural communicative competence in ELT / C. Alptekin // ELT Journal 56 (1). – – P. 57-64.
Март 2021