Высшая школа делового администрирования
Конференции

КУРС «ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Платицина Лариса Александровна,
Учитель музыки,
МОУ СОШ №40,
г. Магнитогорск
В современной России к образованию детей предъявляется повышенное внимание. В обществе существует потребность в активных, инициативных и высокообразованных гражданах. Школьное образование должно обеспечить рост качества личностных результатов. Одной из эффективных инновационных моделей психологического сопровождения участников образовательных отношений, как потенциальных заказчиков в сфере предоставления услуг школьного образования, может стать форсайт-технология, в которой заложены деятельностные аспекты, позволяющие разработать и реализовать долгосрочную стратегию развития участников образовательных отношений. В нашей школе внедряется инновационная программа «Форсайт-технология как инструмент психолого-педагогического сопровождения личностного роста участников образовательных отношений». Она включает в себя реализацию нескольких подпрограмм:
Подпрограмма сопровождения педагогов.
1.         «Дорогу осилит идущий» - сопровождение молодых специалистов и малоопытных педагогов
2.         «Путь к гармонии» - сопровождение молодых педагогов, испытывающих профессиональные затруднения
Подпрограмма сопровождения обучающихся.
1.         «Путь к успеху» - сопровождение учеников с высокой мотивацией к обучению
2.         «Преодоление» - сопровождение обучающихся с ОВЗ
3.         «Шаг в будущее» - сопровождение обучающихся со средним уровнем способностей
Подпрограмма сопровождения родителей (законных представителей).
1.         «Семья @ школа»
Для реализации подпрограмм «Преодоление» и «Шаг в будущее» был разработан новый курс внеурочной деятельности для первых классов – «Логопедическое пение». Основанием для разработки и реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Логопедическое пение» послужили психолого-логопедическая и социально-педагогическая диагностика будущих первоклассников и заказ родителей обучающихся первых классов. Диагностика показала, что в первый класс поступают дети с разными логопедическими проблемами. Логопедические проблемы у обучающихся мешают успешному освоению таких предметов, как чтение, письмо. Если ученик не выговаривает какие-то звуки в словах, то в письменной речи он делает ошибки. Неправильное произношение звуков сказывается на социальной адаптации ребенка. Цель программы: корректировать недостатки в речи путем развития, воспитания вокальной культуры у обучающихся с помощью певческих упражнений, логопедических распевок, песен.
Логопедия с вокалом находится во взаимодействии, так как речевые и певческие функции голосового аппарата связаны между собой. Занимаясь логопедическим пением можно решить множество речевых проблем у детей. Пение способствует развитию речевых процессов, оказывает влияние на артикуляторную и общую моторику, память. Все психические процессы – память, внимание, воображение, мышление развиваются с прямым участием речи. Поэтому устранение речевых дефектов очень важно для нормального развития человека. Пение благотворно влияет на устранение разных видов логопедических нарушений.
При создании программы пришлось столкнуться с тем, что материал для работы по логопедическому пению, который существует в литературе, в основном рассчитан для детей дошкольного возраста. Исправлением логопедических проблем занимаются в дошкольном возрасте. Но задача исправления логопедических отклонений стоит и в начальной школе. Курс «Логопедическое пение» позволяет решить такие задачи основной образовательной программы, как развитие устной и письменной речи обучающихся, развитие техники чтения.
Программа курса дополнительного образования «Логопедическое пение» разработана на основных положениях программ и методических пособий: по логопедии, по логоритмике и оздоровлению детей. Занятия по курсу «Логопедическое пение» являются дополнением к индивидуальным занятиям детей с школьным педагогом-логопедом.
В конце третьей четверти первого года апробации программы проведен открытый урок по курсу «Логопедическое пение» с применением новых педагогических технологий. Анализ этого урока показал, что курс является развивающим, так как четкая, правильная речь создает условия для полноценного личностного развития обучающихся. На данном уроке детьми достигаются личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные и предметные результаты. Развиваются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, развивается умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Учатся определять и формулировать проблему. Развивают умение слушать и понимать речь других; строить понятные для собеседника высказывания; высказывать свое мнение (точку зрения). Выполняют упражнения по показу учителя.
На открытом уроке дети показали, чему успели научиться за две четверти. Ребята научились четко артикулировать выученные упражнения, знают и выполняют упражнения на дикцию, упражнения на правильное произношение звуков, упражнения на развитие звуковысотного слуха. С удовольствием исполняют группами и индивидуально логопедические песенки. Выразительно поют с движениями на развитие координации. Водят хоровод подгруппами и анализируют своё исполнение.
Проанализировав открытый урок можно сделать вывод, что введение курса внеурочной деятельности «Логопедическое пение» в общеобразовательной школе создаёт условия для полноценного развития обучающихся первых классов.
Технологическая карта урока
Предмет: логопедическое пение
Класс: 1
Тип урока: открытие новых знаний
Тема урока: Логопедические песенки со звуками «Р,л,с,з»
Планируемые результаты: учить умению четко артикулировать и пропевать буквы «Р,Л,С,З» в песенном репертуаре, пониманию правильного произношения этих букв при пении.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения на занятиях «Логопедическое пение».
Метапредметные: освоение начальных форм личностной рефлексии, развитие мелкой моторики на песне с движениями для рук и пальцев.
Предметные: разучивание песни на звуки «Р,л,з,с», повторение логопедических песен, разучивание новых движений пальцев рук.

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы обучения

Методические приёмы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Планируемые результаты

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности

Познавательные: Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками в учебной деятельности

Предметные: Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-логопедической учебной деятельности

Организационный момент


Приветствие. Ситуация (эгоцентрическая). Будете ли вы испытывать трудность в жизни, если не будете выговаривать правильно буквы? Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на занятии?

Приветствие. Ответы на вопрос.

Беседа (активный метод обучени)

Проблемные вопросы.



Планируемые результаты

Личностные: развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Регулятивные:

Познавательные: определять и формулировать проблему

Коммуникативные: слушать и понимать речь других;строить понятные для собеседника высказывания; высказывать свое мнение (точку зрения)

Предметные: выполнять упражнения по показу учителя

Актуализация знаний

Представляете, как здорово, взять и красиво исполнить песню… с легкостью пропеть мелодию песни и все, кто слушают, понимают все слова, которые поет исполнитель. Что для этого надо сделать?

Предлагаю варианты (дети помогают): выучить мелодию песни, выучить слова песни, научиться передавать настроение песни голосом.

Ситуация Усилия. Мы с вами выучили «Уральский хоровод». А что такое – хоровод? Что нужно делать, чтобы получился хоровод?

А как вы можете этому научиться? (дети предлагают способы достижения результата) – научит учитель, выучу сам по книжке, послушаю песни и запомню, найду музыкальную игру и др. Формулируют цель для себя.

Группа детей самостоятельно организуют и исполняют хоровод. Обсуждение, анализ – Получился у вас хоровод? (Сначала дают ответы дети из участвовавшей группы, потом зрители)


Давайте попробуем продвинуться к нашей цели с помощью упражнений, песен и показа учителя.

Интерактивный метод обучения (учитель=ученик= ученик) – Проблемная ситуация

Показ учителем упражнений на развитие артикуляционного аппарата, дикции, произношения. Неоднократное повторение этих упражнений вместе с учителем. Исполнение вокально-хоровых упражнений a capella и с сопровождением инструмента. Работа над музыкальным, звуковысотным слухом. Повторение выученных логопедических песен на разные звуки. Обсуждение, какие звуки плохо получается спеть.

Эвристический метод обучения (Группа 6-8 человек самостоятельно организуют хоровод с исполнением песни и движений, потом дети анализируют свое исполнение и сами находят достоинства и недостатки своего исполнения) Потом группа меняется.

фортепиано


Планируемые результаты

Личностные: извлекать необходимую информацию из текста песни; анализировать музыкальное произведение

Регулятивные: оценивать свои учебные достижения, поведение; принимать и сохранять учебную задачу; отличать верно выполненное задание от неверного (исполнение)

Познавательные: формировать элементарные навыки логопедического пения

Коммуникативные: строить монологическую и диалогическую речь; строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; слушать и понимать речь других; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Предметные: восприятие песни в исполнении учителя; разучивание песни по музыкальным фразам; исполнение песни хором

Сообщение нового материала

Предлагаю послушать новую логопедическую песню «Красотка-стрекоза» и ответить на вопрос – на какие трудные звуки эта песенка? Исполнение учителем песни под фортепиано.

Слушание новой песни «Красотка-стрекоза». Выяснение, на какие трудные звуки песня.

Разучивание песни. Работа над звуками «Р,З»



Исполнение песни учителем.

Музыкальный анализ песни детьми.

Разучивание песни по фразам с акцентом на звуки «Р,З»

Исполнение всей песни.



Планируемые результаты

Личностные:

Регулятивные: планировать своё действие исполняя «Уральский хоровод»; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать коллективную работу и свой вклад

Познавательные: использовать новую информацию для решения учебных заданий; применять знания в нестандартной ситуации

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; осуществлять работу в паре (в группе)

Предметные:

Закрепление изученного материала

Учитель предлагает исполнить выученную песню «Паучина» с движениями на мелкую моторику пальцев рук.

А потом показывает более сложные движения пальцев на эту песню.

Исполнение выученной песни «Паучина» с движениями. Разучивание новых движений пальцев на мелкую моторику.

Групповое исполнение песни с движениями


Показ новых движений учителем сначала в оригинальном темпе. потом в медленном темпе. Индивидуальное и групповое разучивание (учитель=ученик=ученик)



Планируемые результаты

Личностные: формирование основ личностного развития; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

Регулятивные: оценивать коллективную работу и свой вклад; оценивать работу друг друга

Познавательные:

Коммуникативные: высказывать свои суждения, доказывать правоту

Предметные: развивать умение выразительно исполнять выученную песню

Рефлексия

Анализ выполненной работы - Чему научились? Что узнали? Какую новую песню учили? На какие звуки? Зачем мы учим песни на разные звуки?


Заключительное исполнение песни «Мой дедушка герой» стоя.

Ответы на вопросы.




фонограмма

Групповая работа

Планируемые результаты

Личностные:

Регулятивные: анализировать и оценивать результаты своей деятельности; анализировать и осмысливать свои достижения

Познавательные: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; ориентироваться в своей системе знаний

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других

Предметные: развивать артикуляционный аппарат, дикцию, произношение согласных звуков; формировать навыки четкого, красивого исполнения логопедических песен.

Домашнее задание

Учиться выполнять движения пальцев рук «Паучина» одновременно с пением вместе с родителями.







Март 2021