Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ И ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ ДЕТЬМИ

Безик Анна Александровна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Школа №32 им. прп. Серафима Саровского»,
г. Курск

Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

Василий Александрович Сухомлинский


Работа с одаренными детьми является крайне необходимой. Одарённые, высокомотивированные дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются.
Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам - 30-40%, а к семнадцати - только 15-20%. Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Многие педагоги полагают, что работать с одаренными детьми легко. Они считают, что одаренные дети – это подарок судьбы, лепи из них, что хочешь. Но это заблуждение! Легко тогда, когда не представляешь всей серьезности проблемы, и труднее тогда, и вместе с тем интереснее, когда к данной проблеме относишься с полной ответственностью. Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.
В своей работе я определила главную цель – создание условий для проявления и развития способностей обучающихся через создание системы работы по выявлению и сопровождению одарённых детей.
Работу с одаренными и высокомотивированными детьми я делю на 4 этапа.
1-й этап – организационный.
Основной задачей на этом этапе является изучение самим учителем методик, концепций и исследований отечественных и зарубежных психологов, знакомство с научными данными о психологических особенностях и методических приемах работы с этой группой детей. Так, например, в качестве самообразования я прохожу курсы повышения квалификации, дистанционные вебинары, конференции, семинары.

2-й этап - этап предварительного поиска
На этом этапе собираю предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. Эту работу я начинаю уже на курсах предшкольной подготовки. В подборе информации мне помогают родители, дети, школьный психолог. К концу первой четверти первого учебного года определяются склонности ребенка и составляется карта интересов младших школьников. Изучается сфера физического развития ребенка. Участие детей в диагностике собственной одаренности на этом этапе сводится к выполнению тестовых заданий. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, в отношении которых психологом формируются рекомендации по индивидуальному подходу. Собранная таким образом информация позволяет мне создать первое представление о каждом поступившем в первый класс ребенке.

3-й этап - оценочно-коррекционный.
Этот этап ориентирован на создание условий для оптимального развития одаренных детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также высокомотивированных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей.
На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Провожу конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, олимпиады, в том числе и дистанционные, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные, физические потребности. Дети принимают активное участие в школьных и дистанционных научно-практических конференциях, постоянные участники интеллектуальных игр и конкурсов сайта «Учи.ру», "Кенгуру", "Русский медвежонок", "Золотое руно". Конкурсы и конференции различного уровня для учащихся называют «стартом в науку, в жизнь», и подготовку к этому самому старту нужно начинать именно в начальной школе. Результаты работы заносим в портфолио ученика, ежегодно подводим итоги. Победитель награждается книгой по интересам с памятной надписью классного руководителя.

·           4-й этап – заключительный (подведение итогов).
·           Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, прово­жу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Полученная информация позволяет с большей долей уверенности говорить о степени одаренности и способности детей и, что особенно важно, служит довольно надежным основанием для построения прогноза развития каждого из них. Естественно, далее как учитель, продолжаю отслеживать успехи детей в средней и старшей школе и горжусь своими учениками.

Из сказанного выше, можно сделать вывод, что работа с одарёнными учащимися, их поиск, выявление и сопровождение стали одним из важнейших аспектов моей деятельности. Я считаю, что, для того, чтобы работа с одарёнными детьми не была эпизодической, она должна складываться в определённую систему.

Март 2021