Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Идимешева Марина Михайловна,
учитель хакасского языка и литературы,
Саражаков Николай Тимофеевич,
учитель хакасского языка и литературы,
ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия – интернат им Н.Ф.Катанова»,
г. Абакан
В национальной гимназии защите проектов уделяется особое внимание. Обучающеся готовятся к ним в течение года и более. Педагог должен быть подготовлен к этой работе, заинтересован в положительном результате. Технология проектной деятельности всегда направлена на решение конкретной проблемы, а результатом такой деятельности всегда является конкретный продукт, который создавался им и был задуман в начале проекта.
Обучающиеся 9-11 классов по хакасскому языку написали проектные работы разного направления: на изучение топонимики своего села, на изучение обрядовой культуры своего народа и т.д. Например, «Семивершинная гора моя – Кок хайа…» (Боргоякова Аима), «Сказки и сказки с напевами, колыбельные песни в жизни хакасов» (Боргоякова Ирина), «Хакасские имена обучающихся в гимназии» (Мамышев Сергей), «Табуированная лексика и эвфемизмы в названиях птиц и животных, обитающих в Хакасии» (Пахтаев Влад), «Создание сайта по хакасскому языку в сети Интернет» (Майнагашева Марина), «Отражение компьютерной графикой образа женщин романа К.Нербышева «У синих утесов» (Майнагашева Марина). По нашей условной договоренности в 9 классе ученики знакомятся, получают первый опыт работы с научными трудами, анализируют и пытаются грамотно, используя научные термины, сформулировать свои мысли. Вышеперечисленные работы писались в основном в 3 этапа (подготовительный и основной и заключительный или итоговы). Педагог и учитель строили совместную стратегию подготовки и написания проектной работы. Большое и основное время занимало сбор информации, встреча с информантами и обработка полученных результатов. Ученики в своих селах, деревнях много общались со взрослым поколением, стараясь получить интересную информацию. Так, получить перевод названия топонимических названий и легенду происхождения этого места. Например,
«Квк хая» - квк (синий,зеленый,голубой); хая (скала) т.е. «Голубая скала»
«По преданиям эта гора когда-то была очень высокой и верхушка была на небе, из-за голубого оттенка макушка горы казалась синего цвета». Находится на левом берегу реки Тёя; Про гору «Квк хая» существуют много легенд и преданий (об этом далее).
«Чарап тащ»– гора, где человек по имени Чарап Ултургашев спрятал своё золото. Был он человеком богатым, а когда он умер, его похоронили на этой горе.
«Хол» в переводе с хакасского означает «лог».
«Вдіктіг хол» - (башмачная долина). Существует поверье, что если потеряешь одну пару обуви, то больше её не найдёшь. Во время советской власти люди боялись всего: хорошо питаться, носить новые вещи, держать много коров и т.д. В 30-ые годы с Нижней Тёи ездили на прииск «Афзас» Таштыпского района добывать золото. Житель села Нижняя Тёя, Субраков по заданию председателя прииска отправился в г. Минусинск, чтобы в обмен на золото купить всем рабочим новую обувь. На обратной дороге, услышав что всех проверяют, испугался, что его примут за вора или бандита, всю телегу обуви выгрузил возле этой долины, а сам спрятался. Жители деревни со временем понемногу начали уносить обувь домой и вскоре там ничего не осталось. После этой истории долину начали называть «Вдіктіг хол». (Рассказал П.М. Боргояков, а ему рассказал учитель Пирола Афанасьевич Канзычаков).
Или Боргоякова Ирина защищала проект по теме: «Сказки и сказки с напевами, колыбельные песни в жизни хакасов». Ирина собирала информацию у бабушек своего села. Например,
В хакасской культуре сказки с напевами были широко распространенны. Одним из самых известных была песня-сказка филина «Угунiн сарыны» (Песня филина):
«Чодам тьктiг полбаан полза,
Чон даа хызын аларчыхпын.
Харагым хызыл полбаан полза,
Хан даа хызын алар чыхпын»
Перевод:
«Если бы моя голень не была в перьях,
На дочери людей женился бы, у-у-у!
Если бы мой глаз не был красным,
На дочери хана женился бы, у-у-у...» [1, С.723]
Ученик А. Мамышев исследовал «Хакасские имена обучающихся в гимназии». Исследовав имена девочек в гимназии, мы выявили имена: Айсили (2), Азарика (3), Аима (5), Айза (1), Саяна (4), Айима (2), Элмира (1), Айасана (1), Азария (1), Аланго (1), Тарина (3), Айя (1), Тайя (1), Айлана (1), Тана (1), Ай Тана (1).
Самыми распространенными именами оказались Аима, Саяна, Азарика. Исследовав имена мальчиков в гимназии, мы выявили имена –это Араслан (1), Мирген (1), Аймир (4), Тимур (3), Арсалан (1), Сабетр (1), Аяс (2), Арис (1), Айдар (1), Азар (2), Арслан (1), Айхан (1), Айбар (1).
Самые распростаненные имена: Аймир, Тимур.
Работа с детьми увлекает и наработалась такая система и последовательность проектной деятельности.
Обязательные критерии исследовательской работы:
1.         необходимо сформулировать цель исследования.
Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений
2.         В исследовании важно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута.
3.         Задачи и цели - не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать.
4.         Обучающимся необходимо отдавать себе отчет в границах применимости методики и ее устойчивости.
5.         Далее представляются собственные данные. Необходимо четко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел, которые представлять не нужно. В тексте конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы.
6.         И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.
Можно сделать вывод, что проектная деятельность есть форма учебно-познавательной активности учащихся.
В качестве итога любой проектной деятельности учащиеся должны представить некий конкретный продукт, который является «видимым» результатом их работы. Кроме того как личностный результат учащиеся получают удовольствие от работы над проблемой, т.к. переживают ситуацию успеха и самореализации.

Март 2021