Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

Леуш Ольга Анатольевна,
заведующий,
Заднипряная Динара Муллануровна,
методист,
МАДОУ «Детский сад № 71»
г. Пермь
Главной идеей современного образования является индивидуальный подход к ребенку. ФГОС дошкольного образования ориентирован на возможность обеспечения индивидуальных условий развития дошкольников, в том числе одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В современных условиях представить функционирование образовательной организации без создания качественной цифровой среды невозможно. Компьютерные технологии позволяют хранить большие объемы, развивать у дошкольников навык поисковой деятельности, дают возможность непрерывного образования при переходе на дистанционное обучение. Индивидуализация образовательного процесса при использовании ИКТ обеспечивается за счет вариативных форм предоставления информации, возможности выбора сложности и темпа выполнения заданий, создания и использования различных упражнений и тренажеров, соответствующих задачам конкретного образовательного процесса с конкретным ребенком.
Использование цифровых образовательных ресурсов и интерактивного оборудования в работе с дошкольниками вопрос, с одной стороны, спорный и вызывающий у родителей неоднозначную реакцию. С другой стороны, окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой частью жизни современного ребенка. Задача образовательной организации – предоставить альтернативу развлекательному контенту, развивать навыки использования ЦОР и современных гаджетов в познавательной и исследовательской деятельности. Познакомить с интерактивными обучающими играми, стимулирующими познавательную активность и позволяющими выстроить образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Работу по активному внедрению цифровых технологий в образовательный процесс в нашем учреждении мы начали с анкетирования, социологического опроса и аналитической деятельности.
Анализ полученных результатов показал, что 78% опрошенных родителей испытывают опасения по поводу использования детьми дошкольного возраста различных гаджетов. Одновременно 33% процента опрошенных отмечают негативные, 22% положительные изменения в поведении детей, а 44% считают, что особых изменений в поведении от взаимодействия дошкольников с компьютерной техникой не происходит. При этом 55 % опрошенных родителей ограничивают использование детьми цифровых ресурсов и интерактивного оборудования, тем не менее, 44% считают допустимым их использование в образовательных и развивающих целях с 5-6 летнего возраста.

Тест на выявление степени зависимости воспитанников от гаджетов показал, что 56% опрошенных родителей не отмечают у своих детей признаков зависимости, 37% выявили признаки легкой степени зависимости и 7% считают, что им необходима помощь квалифицированных специалистов для преодоления детской гаджетозависимости.
По итогу проведенного анализа были проведены родительские собрания «Современные гаджеты для детей «за» и «против». Цель: создание условий для расширения и углубления знаний родителей по вопросам взаимодействия детей с современными гаджетами. Мероприятие для детей всех возрастных групп «Операция Антигаджет», в ходе которого ребята узнали, как можно весело и разнообразно проводить свое время, и что компьютер и прочие гаджеты можно использовать не только для развлечения, а для увлекательных и очень познавательных занятий! Одновременно начал свою работу «It – клуб», в котором дети и родители имели возможность познакомиться с разными компьютерными программами, приложениями и повысить свою It-компетентность.
В 2019 году наш детский сад стал базовой площадкой по апробации цифрового образовательного ресурса «Мобильное электронное образование» (далее по тексту - МЭО) обеспечивающего организацию и проведение познавательной и исследовательской деятельности в интерактивной форме. В библиотеке МЭО представлено для работы 36 тем. На каждую тему разработано 5 занятий, или «онлайн уроков». Тематический план составлен по календарному принципу и соответствует требованиям ФГОС ДО. При этом содержание ресурса хорошо интегрируется в календарно – тематическое планирование ООП.
Предусмотрено методическое сопровождение каждого занятия. Подобран хрестоматийный материал по возрастам к каждой теме, музыкальное сопровождение, наглядные материалы и различные мультимедийные объекты. Ресурс наполнен интерактивными играми и анимированными элементами, что является хорошей мотивацией в ходе образовательной деятельности с дошкольниками.

Закрытость ресурса и соответствие контента психовозрастным особенностям воспитанников, обеспечивает безопасность его использования. Наличие заданий-тренажёров, позволяют ребенку производить «самопроверку», а педагогу выстраивать индивидуальный образовательный маршрут для каждого. Разнообразные виды деятельности по всем образовательным областям, современная подача материала для детей, качественное методическое и техническое сопровождение педагогов, доступный интерфейс и инструменты удаленного взаимодействия с родителями.

В рамках реализации приоритетных направлений Департамента образования г. Перми с детьми старшего дошкольного возраста проводятся занятия по программе «Пермячек.ru. Обучение с увлечением», целью которой является воспитание юного жителя г. Перми: имеющего представление о событиях прошлого и настоящего Перми, о достопримечательностях города, владеющего правилами этикета и уличного движения. Особенностью программы является наличие учебно–методического комплекса для обучения дошкольников с использованием ИКТ – технологий. Программа дает возможность ввести ребенка в мир компьютера, практического применения компьютерных игр, как системы дидактических средств.

Также в ДОУ реализуется подпрограмма «Роботроник», которая дает детям дошкольного возраста возможность приобретения опыта продуктивной практико-ориентированной деятельности на основе использования новейших информационных технологий и современного интерактивного цифрового оборудования, и обеспечивает приобретение опыта работы с образовательной робототехникой каждому дошкольнику старшей и подготовительной групп. Дошкольники овладевают навыками не только конструирования различных современных объектов, но и основами программирования. Создают собственные экспериментальные модели и проекты, которые защищают на уровне города края и страны!
Педагоги учреждения регулярно повышают свою компетентность, проходя КПК, принимая участия в вебинарах, семинарах практикумах и др., что позволяет им создавать авторские игры и упражнения с использованием интерактивного оборудования, использовать современные технологии в совместной деятельности с детьми, при проведении тематических мероприятий и в своей работе с родителями. Использование ЦОР и It – технологий в работе с детьми четко систематизировано, фиксируется в календарно – тематическом планировании и проводится под контролем методической службы.
Стремительно развивающиеся информационные технологии и появление нового цифрового интерактивного оборудования, ставит перед дошкольным образованием определенные задачи. Прежде всего, необходимо создать технические условия, обеспечивающие возможность проведения образовательного процесса в современном формате. На данный момент во все группы нашего учреждения проведен высокоскоростной интернет, группы старшего и подготовительного возраста оснащены современными мультимедийными комплексами, в каждом корпусе ДОУ имеется компьютерный класс, оборудованный SMART доской, ноутбуками и современными программируемыми конструкторами.
Для взаимодействия с родителями используются, в том числе, новые и современные формы: электронная приемная, страничка в социальных сетях «On-line» руководитель, анкетирование через Google формы и информирование через QR–код.
Использования новых информационных технологий и цифрового интерактивного оборудования в образовательном процессе является эффективным средством обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, позволяет раскрыть творческий потенциал и индивидуальность дошкольников.
Список литературы:
1.         Дошкольник и компьютер./Под ред. Л.А. Леоновой. М., 2004.
2.         Амунова О.С. Значение использования ИКТ в процессе развития дошкольников. Электронный ресурс. Режим доступа: https://nsportal.ru.
3.         Региональная программа «Пермячок.ru. Обучение с увлечением», Департамент образования администрации г. Перми.
4.         МЭО. Детским садам России. Электронный ресурс. Режим доступа: https://mob-edu.ru
Март 2021