Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОДАРЕННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Марчук Мария Юрьевна,
учитель иностранного языка,
Гавренкова Ксения Валериевна,
учитель иностранного языка,
ОАНО «Православная гимназия №38»,
г. Старый Оскол

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».

В.А. Сухомлинский


В современной России в последнее время стала актуальна проблема развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация способностей и талантов детей, важны не только для самого одарённого ребёнка как для отдельной личности, но и для общества в целом.
Одарённые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи.
Федеральный государственный образовательный стандарт перед каждым учителем ставит важную задачу: обеспечить развитие способностей каждого ребенка. Но первоначально необходимо установить уровень способностей и их разнообразие у учащихся, и затем правильно осуществлять их развитие. Внедрение и реализация ФГОС подразумевает иные подходы к образовательному процессу. Требуются и новые подходы к созданию образовательного пространства, другой методики преподавания.
Отличием одаренных детей в учебной деятельности является то, что обучающиеся хотят добиваться значительного прогресса в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой, способны к самостоятельным действиям благодаря своим психическим качествам, выражающимся в скорости и качестве восприятия, усвоения и переработки новой информации и умению адаптироваться в новых ситуациях.
Иностранные языки (английский, немецкий, французский и др.), в служат средством коммуникации и познания многообразных картин мира. Язык является уже не только учебной дисциплиной, но и становится средством расширения сотрудничества, достижения взаимопонимания и средством обогащения культуры личности, инструментом познания, приобщения и адаптации к новому социальному опыту.
Способность к изучению иностранных языков диагностируется у обучающихся уже на начальном этапе обучения. Такие обучающиеся легко усваивают новый материал, отличаются активностью, творческим подходом, стремлением к познанию и к самостоятельному исследованию. Они любят экспериментировать, применять средства художественной выразительности, проявляют оригинальность.
Определив одаренных ребят, учителя иностранного языка стараются глубже заинтересовать их своим предметом, учат их логически мыслить, обогащают их познаниями, словарным запасом, занимают их творческими, проблемными заданиями, дают толчок творчеству и пробуждают воображение, предпринимают все возможное для развития их одаренности.
Следует также различать виды одаренности у младших школьников, так как развитие одаренности опирается на психические основы личности.
Основным видом одаренности для деятельности педагога-предметника является познавательная одаренность, которая проявляется в двух плоскостях. Во-первых, академическая одаренность проявляется в высоких результатах по предмету «Иностранный язык», а во-вторых, научная одаренность, характеризующаяся научно-исследовательской деятельностью в области филологии.
Художественно-эстетическая одаренность проявляется в способности создавать свои произведения средствами иностранных языков. Например, при постановке мини-спектаклей, написании лимериков, стихотворений, исполнении песен и музыкальных произведений.
Коммуникативная одаренность проявляется в умении налаживать контакты с социумом, в том числе с использованием иностранных языков.
Этап начальной школы имеет важное значение для диагностики вида одаренности, дифференциации обучения, прокладывания индивидуальной образовательной траектории в соответствии с психо-возрастными особенностями. Неверная диагностика вида одаренности и соответственно путь развития обучающегося может отрицательно сказаться на результатах работы учителя и обучающегося.
К основным общим принципам обучения одаренных детей относят:
·          индивидуализацию обучения, при которой составляется план работы с каждым одаренным обучающимся в соответствии с видом его одаренности;
·          принцип опережающего обучения для обучающихся с академической одаренностью;
·          принцип комфортности в любой деятельности подразумевает включение обучающихся с научной одаренностью в исследовательскую и проектную деятельность, а с художественно-эстетической одаренностью в творческую, но не наоборот;
·          возрастание роли внеурочной деятельности;
·          принцип развивающего обучения.
Систему работы с одаренными детьми по иностранному языку можно разделить на несколько частей:
1) урочная деятельность – традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, круглый стол, диспут, дебаты, ролевая игра, интегрированные уроки;
2) внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные недели, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
3) система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы обучения.
4) самостоятельная работа.
Формы работы с одаренными обучающимися включают в себя групповые занятия с одаренными обучающимися, факультативы, творческие мастерские, занятия исследовательской деятельностью, тематические конкурсы, выставки, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны и другие.
Помощь в организации работы с одаренными обучающимися в начальной школе оказывают региональные и муниципальные органы управления образования г. Старый Оскол Белгородской области, в том числе БелИРО, СОИРО, центр дополнительного образования «Одаренность». Конкурсное и олимпиадное движение обеспечивает вовлеченность обучающихся со всеми видами одаренности.
Показателями эффективности работы с одаренными обучающимися служат достижения в региональных и муниципальных олимпиадах и конкурсах по иностранному языку.
Таким образом, работа с одаренными обучающимися имеет свои особенности в частности такие, как - учет индивидуализации при выборе форм работы, начиная с этапа начальной школы, с опорой на ведущий вид одаренности.

Март 2021