Высшая школа делового администрирования
Конференции

РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ОДАРЁННОГО РЕБЁНКА

Севалова Юлия Николаевна,
воспитатель,
МАДОУ д/с общеразвивающего вида №18 «Теремок»
г.о. Ступино Московской области
Как бы мы, педагоги дошкольных организаций, ни рассматривали роль природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (детского сада) на развитие личности и одаренности ребенка, значение семьи является решающим. Даже, казалось бы, неблагоприятные условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и др.) оказываются, относительно безразличны, для развития способностей. Семья на этапе дошкольного детства играет огромное значение в формировании творческой личности. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своего таланта.
Родители по-разному относятся к своим потенциально одаренным детям. Некоторые считают, что бесполезно обращать внимание на фантазии ребенка, его любознательность, стремление к познанию. В этом они видят лишь особенности возраста, а не проявление индивидуальности ребенка, потребность в творческом самовыражении. Такие родители, узнав о высоком потенциале малыша, испытывают не радость и удовлетворение, а смущение и растерянность, их страшит ярлык одаренности. В этом они видят отклонение от обычной нормы. Другие родители склонны преувеличивать творческие, интеллектуальные возможности ребенка, тем самым, удовлетворяя свое родительское тщеславие, постоянно подчеркивая, что их ребенок отличается от других детей, его «талант» дает право на особые привилегии. Родители при любом возможном случае стремятся продемонстрировать окружающим «выдающиеся способности» сына или дочери, а доказательством одаренности выступают: большое количество выученных ребенком стихов, песен; стремление ребенка к подражанию рассуждениям взрослых, рассчитанное на внешний эффект, и т. п. Родители озабочены созданием идеальных условий для развития «одаренности» ребенка, поэтому записывают его в студии, кружки и пр., руководствуясь скорее соображениями престижа, чем собственными интересами и склонностями ребенка. Наиболее многочисленная группа родителей — это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, но сталкивается при этом с массой трудностей. И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.
Специалисты отмечают, что ребенок развивается с необычайной скоростью, поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой ступени взросления. Одаренные дети чаще всего развиваются с опережением. Их неординарные способности нередко провоцируют родителей на форсирование развития потенциала детей. Свободные игры - такой интересный для ребенка и значимый для его развития элемент детства, заменяются занятиями музыкой, танцами, спортом. Обучение школьным навыкам начинается с 3-4 лет. Детство как бы сокращается. Нужно отметить, что идея искусственной акселерации в свое время активно поддерживалась некоторыми ученым. Например, О. Моор занимался обучением навыкам чтения и печатания на машинке детей двухлетнего возраста. Однако концепция искусственной акселерации подверглась серьезной критике, так как отрицала качественное своеобразие последовательных возрастных периодов детства. Выступая против попыток искусственной акселерации, А.В. Запорожец в противовес выдвинул идею амплификации-расширения, углубления тех сторон развития, которые специфичны именно для дошкольного возраста. Подчеркивая специфику возрастного развития, состоящую не столько в усвоении знаний, умений, сколько в образовании новых психофизиологических уровней, новых планов отражения действительности, ученый предостерегал от возможных ошибок. Если в детские годы не сформировать должным образом непосредственное восприятие окружающего и наглядно образное мышление, то дальнейшее развитие может получить чрезмерно отвлеченный, оторванный от конкретной действительности характер. Специфические детские виды деятельности - предметная игра, рисование, конструирование, лепка и др. — не только возможны, но и необходимы для раскрытия творческого потенциала дошкольника. Неравномерность развития, как обычных детей, так и одаренных, проявляется в более быстрых темпах развития интеллектуальной сферы по сравнению с эмоциональной, социальной. Одаренный ребенок очень чувствителен к мнениям, оценкам окружающих. Он предъявляет высокие требования к себе и другим. Иногда нужно защитить одаренного ребенка от него самого, т.к. его излишняя требовательность может действовать и разрушительно.
Именно в дошкольном возрасте неординарный ребенок сталкивается с тем, что его способности осложняют общение со сверстниками. Им он кажется слишком умным и серьезным. В такой ситуации некоторые дети берут инициативу общения в свои руки: первые налаживают контакты, организуют совместные игры, берут под опеку тех, кто слабее и младше. Однако не всегда благополучно все складывается. Многие одаренные дети любят спокойные, тихие игры, конструирование, рисование, чтение. Этим любимым занятиям они посвящают много времени. И им трудно бывает найти взаимопонимание с ровесниками, предпочитающими быстрые подвижные игры, не имеющими терпения усидеть на месте и десяти минут. Ребенок начинает чувствовать себя «чужим» и переживает это. Ему легче бывает найти поддержку и понимание среди взрослых или детей более старшего возраста. Для одаренного ребенка полезно общение с другими одаренными детьми: он поймет, что он не один такой, с другой стороны, это будет хорошей профилактикой против зазнайства. Во многом успешность социальных контактов ребенка зависит от его самооценки. Иногда психологический анализ причин одиночества одаренного выявляет, что родители сформировали у ребенка неадекватную самооценку - «он самый лучший, самый умный» - и установку на постоянное ее подтверждение. А в результате высокомерность, пренебрежительное отношение к собеседнику лишает возможности иметь друзей. Однако излишняя требовательность, критичность по отношению к умному, талантливому ребенку тоже может повредить его раскрытию в творчестве, общении, т.к. порождает неуверенность в нем, тревожность. Учитывая особую ранимость ребенка, взрослым следует осторожно высказывать критические замечания, помнить при этом, что одаренный остро реагирует не только на содержание, но и на форму высказывания: для него важны интонация речи, выражение лица собеседника, его жесты. То, что у других детей не вызовет никакой реакции, у одаренных при их высокой чувствительности может вызвать бурю эмоций, сильный протест. Это касается слов и действий взрослых. В связи с этим любые конфликты в семье пагубно сказываются на развитии творческой личности. Ошибочны надежды как на то, что ребенок мал и не поймет причин ссор, разлада, так и на то, что он достаточно умный, и можно апеллировать к его мнению. Крайне необходима для творческого развития атмосфера любви, добра и уважения в семье. Одаренный ребенок обладает уникальными возможностями, но всегда нужно помнить, что, прежде всего это ребенок, и ему необходимы помощь и поддержка. А это не только внимательное отношение к его переживаниям, интересам, работам, вопросам, сомнениям, не только создание условий для творчества, но и раскрытие новых возможностей для творческого поиска и самовыражения.
Одаренные дети находятся в состоянии большого риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития рассматривается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть. Социальная изоляция — это не следствие эмоциональных нарушений, а результат условий, в которых оказывается ребенок при отсутствии группы, с которой он мог бы общаться. Поэтому особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего повышенное внимание родителей. Как правило, в семьях одаренных детей отчетливо наблюдается высокая ценность образования, при этом часто весьма образованными оказываются и сами родители. Это обстоятельство является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие высоких способностей ребенка. Главная, практически обязательная особенность семьи любого особо одаренного ребенка - чрезвычайное, необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на нем. Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, т.е. тесному переплетению познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать тормозом для его душевной автономии, однако именно оно является одним из важнейших факторов развития незаурядных способностей.
Часто родителями таких одаренных детей оказываются пожилые люди, для которых ребенок - единственный смысл жизни. Еще чаще одаренные дети являются единственными детьми в семье или, по крайней мере, фактически единственными (старший уже вырос и не требует внимания), и внимание родителей направлено только на этого ребенка. Во многих случаях именно родители начинают обучать одаренного ребенка, при этом часто, хотя и не всегда, кто-нибудь из них на долгие годы становится его наставником в самой разной деятельности: в художественно-эстетической, спорте, том или ином виде научного познания. Это обстоятельство является одной из причин закрепления тех или иных познавательных или каких-либо других интересов ребенка.
Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности часто в будущем имеет отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у своего ребенка ряда социальных и бытовых навыков. Родители одаренных детей проявляют особое внимание к школьному обучению своего ребенка, выбирая для него учебники или дополнительную литературу и советуясь с учителем, как их лучше изучать. Данное обстоятельство иногда имеет и отрицательные стороны: родители нередко вмешиваются в учебный процесс и в отдельных случаях даже провоцируют конфликт с администрацией и педагогами. Развитию одаренности способствуют высокие познавательные интересы самих родителей, которые, как правило, не только заняты в сфере интеллектуальных профессий, но и имеют разного рода интеллектуальные «хобби». В общении с ребенком они всегда выходят за круг бытовых проблем, в их общении очень рано представлена так называемая совместная познавательная деятельность - общие игры, совместная работа на компьютере, обсуждение сложных задач и проблем. Часто родителей с детьми объединяют общие познавательные интересы, на основе которых между ними возникают устойчивые дружеские отношения. Отношение к школьному обучению у родителей этих детей никогда не принимает самодовлеющего характера. Содержательная сторона развития ребенка для них всегда более приоритетна, чем отметки сами по себе. В этих семьях между родителями и детьми отмечается значительно меньшая дистанция, сам факт сокращения которой может носить не только явно позитивные, но подчас и негативные черты.

Март 2021