Высшая школа делового администрирования
Конференции

МАМА, ПАПА, КУПИ МНЕ … А ВЫ КУПИЛИ?

Мельникова Екатерина Александровна,
учитель-логопед,
МДОУ «Детский сад №10»
гп. Новоселье, Ломоносовский район
Ленинградская область

«Каждый ребенок должен слышать семь вещей: я люблю тебя; я горжусь тобой; прости; я прощаю тебя; я слушаю; это твоя ответственность; у тебя есть всё что нужно, чтобы добиться успеха».

Шерри Кэмпбелл


Это не педагогическая рекомендация по воспитанию детей, это виденье и визуальное наблюдение.
На всей планете, во всех цивилизованных странах, не зависимо от национальностей людей, родители малолетних детей сталкиваются с «банальной проблемой», когда ребенок просит что – то купить в торговом зале или около кассы магазина.
Такое наблюдение очень часто можно увидеть в магазине. Окружающие рядом люди обращают внимание на крик или плач чужого ребенка. И зачастую мы понимаем, что такое состояние ребенка произошло от того, что родитель отказался покупать желаемую ребенком игрушку либо лакомство. Наблюдая за этой перепалкой взрослого и ребенка всегда интересно, чем же закончится этот маленьких конфликт. Ни для кого не секрет, но исхода всего два.
Это как битва … «кто уйдет победителем?»
Родитель с плохим настроение и каменным лицом, тянув орущего ребенка за руку со словами:
– Тебе это нельзя; у тебя это уже есть; денег нет!
Либо, ребенок с довольным и счастливым лицом, держа в руках покупку своей радости.
Алейников Т. В. в своих трудах отмечает, что период от новорожденности до дошкольного возраста очень важен для нормального развития и становления у ребенка эмоциональной сферы, а, следовательно, и эмоций. В это время для ребенка особенно важно общение с матерью. В случае депривации материнской ласки и внимания возникают различные девиации в эмоциональном развитии, что приводит к последующему нарушению поведения уже большого ребенка и даже взрослого человека [1].
Когда дети не плачут, они находятся в состояние психологического комфорта.
Может быть, для кого – то это не проблема, но зачастую родители становятся заложниками таких покупок.
Дети, сами этого не осознавая, ищут уязвимые места родителей, а спустя некоторое время, получив опыт и понимание, как можно добиться исполнения своих желаний, дети уже осознанно пробуют манипулировать взрослыми людьми независимо от степени родства.
Такие действия можно охарактеризовать выражением «Большие победы маленьких людей».
Случается и так, что маленькие желания детей могут создать проблемы для родителей.
И решить эти проблемы зачастую приходится всеми доступными и не ординарными способами от обмана, хитрости до физического насилия и ограничения свободы.
В чем же обман и хитрость спросите вы: так в том, что в большинстве случаев ребенку обещают купить или дать что-либо взамен выпрашиваемого, главное успокоить в данный момент. А дома уже начинается разговор со словами:
– Что ты за истерику устроил (а) мне в магазине! И после этого разговора в ход своей защиты взрослый может допустить пускай легкий, но шлепок. Вроде, что тут такого, а для ребенка, это уже удар и как следствие это может только усугублять и это переходит в физическое насилие.
Ну и конечно в довесок ко всему к воспитательному процессу следуют слова:
– Сегодня ты не пойдешь гулять!
А это уже ограничения свободы и передвижения.
После такого воспитания, родители тираны в глазах любящих детей. Многочисленные авторы связывают появление заикания с перенесенной психической травмой. По окончанию XIX века врачи утверждают, что заикание – сложное психофизиологическое расстройство.
К концу XX столетия высококвалифицированными специалистами заикание трактуется, как нарушение темпа, ритма дыхания и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начальная стадия расстройства речи касается этапа усиленного формирования речевой активности, а именно дошкольный возраст детей. В этом возрасте речь считается особо легкоуязвимой областью высшей нервной деятельности ребенка. Расстройство нервной системы дошкольника спровоцирует дефект речи – заикание. Вследствие этого, выдающийся русский врач Флоренская Ю.А. охарактеризовала этот дефект, как эволюционным заиканием, а автор Совак М. утвердил формулировку термина «заикание развития» [5].
Реакция на психическую травму в виде заикания характерна для психомоторного уровня реагирования центральной нервной системы, что свойственно детям дошкольного возраста.
В большинстве случаев психическая травма является пусковым моментом в возникновении заикания. Именно вскоре после перенесения острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки судорожного характера [2]. Выдающийся русский психиатр, профессор Сикорский Иван Алексеевич охарактеризовал заикание детской болезнью.
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и психологии Поварова Ирина в своей книге «Коррекция заикания в играх и тренингах» указывает, что по своим разнообразным признакам заикание – крайне неоднородно. Всевозможные причины заикания фиксируют, что это не только расстройство речевой функции, но и нервной системы, физического здоровья, общей и речевой моторики, собственно речевой функции, а также наличие психологических особенностей [3].
Конечно, хочется верить, что доля таких ситуаций в жизни очень мала.
Притча «Ветер и цветок»
Ветер встретил прекрасный Цветок и влюбился в него. Пока он нежно ласкал Цветок, тот отвечал ему ещё большей любовью, выраженной в цвете и аромате. Но Ветру показалось мало этого, и он решил: «Если я дам Цветку всю свою мощь и силу, то тот одарит меня чем – то ещё большим». И он дохнул на Цветок мощным дыханием своей любви. Но Цветок не вынес бурной страсти и сломался. Ветер попытался поднять его и оживить, но не смог. Тогда он утих и задышал на Цветок нежным дыханием любви, но тот увядал на глазах. Закричал тогда Ветер:
—Я отдал тебе всю мощь своей любви, а ты сломался! Видно, не было в тебе такой же силы любви ко мне, а значит, ты не любил!
Но Цветок ничего не ответил. Он умер [4].
Любите своих детей, делайте им сюрпризы и дарите только положительные эмоции. Ведь никто не знает, когда они станут взрослыми, что им преподнесёт судьба и какой будет их жизненный путь.
Библиографический список:
1.         Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ.вузов-4-е изд./ Г.С. Абрамова. М.: - Издательский центр «Академия»,1999. - 120 с.
2.         Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998. —— 304 с.: ил.
3.         Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах. – СПб.: Питер, 2004.
4.         Прохорова С.Ю., Хижова Е.Б. Детский сад: работа с родителями. – М.: «Издательство СКРИПТОРИЙ 2003», 2014. – 112с.
5.         Селиверстов, В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учебное пособие. - М.: Владос, 2000. - 208с.

Март 2021