Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Панфилова Елена Александровна,
учитель английского языка,
КОУ ВО «ЦЛПДО»,
г. Воронеж
Введение в школы нового Федерального государственного образовательного стандарта требует осуществления ряда мероприятий, которые позволят сохранить физическое и психическое здоровье детей. Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования. Уже сейчас в школах происходят инновационные преобразования в разработке и внедрении новых технологий обучения и воспитания, которые касаются и развития системы работы с одаренными детьми.
В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.
Отечественные и зарубежные исследования свидетельствуют о том, что за период обучения в начальной школе 30% одаренных детей снижают показатели интеллектуального и творческого развития. В связи с этим можно утверждать, что проблема «частичного затрагивания» в школьном обучении подлинных возможностей одаренных младших школьников по-прежнему остается актуальной.
Какие же новые знания, умения, навыки нужны педагогу для эффективной работы в «новой» школе? По моему мнению, учителю, который делает упор на получение качественных знаний, необходимо работать в двух конкретных направлениях. Первое направление — коррекционная работа с теми, кто не справляется с объемами, нагрузками, сложным содержанием обучения. Второе направление — повышение своей профессиональной компетентности в вопросах психологии и педагогики; освоение современных психолого-педагогических технологий, неоходимых для выявления, поддержания, развития и социализация одаренных детей.
Я считаю, что в образовательном учреждении необходимо создать психолого-педагогические условия, при которых возможно развитие у одаренных школьников мотивационных, интеллектуальных и творческих возможностей. В своей педагогической деятельности я выделяю следующие основные идеи работы с одаренными детьми:
• способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;
• одаренность - это лишь внутренние проявления особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
• в основе развития любой одаренности лежит мышление;
• основной идеей работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей.
На мой взгляд, главная цель работы педагога с обучающимися, имеющими признаки одаренности – создание условий для выявления одаренных детей в школе, оказание психолого-педагогической поддержки процесса социализации одаренных детей, создание условий для развития потенциала каждого одаренного школьника.
Выделяют следующие виды одаренности:
1. Интеллектуальная одаренность (предметно-академическая, научно-исследовательская, научно-техническая, проектно-инновационная);
2. Коммуникативная одаренность (организационно-лидерская, ораторская);
3. Художественно-творческая одаренность (литературно-поэтическая, хореографическая, сценическая, музыкальная, изобразительная);
4. Спортивная одаренность (общефизическая, отдельный вид спорта).
Такая классификация различных видов одаренности позволяет предположить, что каждый ребенок одарен в какой-либо области. И развитие одаренности зависит от условий, созданных для ребенка и в семье, и в школе. Очень многое зависит от внимательности, чуткости, грамотности педагога.
Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми: принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества и, самый главный - принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
К сожалению, любой урок имеет определенные рамки, а, следовательно, далеко не каждый ученик может проявить и раскрыть за это время свои способности. Именно поэтому огромную роль в выявлении и развитии одаренности имеет внеурочная деятельность.
По первому направлению — интеллектуальная одаренность — дети могут вести исследовательскую деятельность в рамках программы внеурочной деятельности «Я – исследователь», участвовать в предметных олимпиадах муниципального и районного уровня, конкурсах, предметных неделях и др.
По второму направлению — коммуникативная одаренность — проводятся в классе выборы актива, совета класса, командира класса. Причем в течение года лидеры могут меняться, чтобы все желающие смогли попробовать свои силы. Так же можно развивать ораторские способности — чтение сообщений и докладов, защита проектов.
По третьему направлению — художественно-творческая одаренность —дети могут участвовать в школьных, районных, областных конкурсах рисунков и поделок, подготовке номеров к праздникам. Каждый ребенок после уроков может выбирать себе дело по душе.
По четвертому направлению — спортивная одаренность — участие в спортивных соревнованиях, в днях здоровья.
В заключении хочется сказать, что наше время — время перемен. И становится очень актуальным то, что, выйдя из стен школы в большой мир, молодые современные люди должны быть адаптированы к этому миру, а мы, педагоги, должны им в этом помочь. Человек может прожить всю свою жизнь и даже не подозревать о тех возможностях, которые заложены в него природой. Он может не раскрыться в семье, а может не раскрыться в школе. Задача педагога помочь ребятам найти и понять себя. Ведь одаренность — это и исключение, и правило, и каждый человек одарен.
Март 2021