Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Пушмина Елена Алексеевна,
Учитель начальных классов,
МКОУ Светлолобовской СОШ,
с. Светлолобово, Иркутская область
Одарённые дети в начальной школе
Одарённый ребенок… Сколько ожиданий, надежд, сомнений и тревог связано с этими словами. Одаренный, т.е. наделенный определенным даром, способный к какой-либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями.
Задача учителя - во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, во-вторых, умело их развивать и применять на практике.
Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников. Так, например, у одного ученика проявляется нестандартность мышления, у другого - отличная долговременная память, у третьего – неординарный подход и оригинальность в решении различных учебных задач.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренность может проявляться:
1. как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду».
2. как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает.
3. как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности.
Учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Кого считают одаренным?
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными.
1. дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта. У детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью. Они задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное. Обладают способность учиться, умеют анализировать, и мыслить.
2. дети с высоким уровнем творческих способностей. Они обладаютне шаблонным мышлением, интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели.
3. дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности, их чаще всего называют талантливыми. Дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунка и лепки пытаются выражать свои эмоции и
чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства. Это юные музыканты, художники, математики, шахматисты и другие.
4. дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.Дети все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами.
Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями.
Среди основных задач воспитательно-образовательного процесса школы стоит работа с одаренными детьми, имеющих все возможности проявить себя, раскрыться, развивать свои способности в процессе обучения в условиях необязательных занятий, индивидуальной работы с педагогами.
Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужны ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.
Одаренному ребенку нужна и дисциплина, и возможность делать ошибки и брать на себя ответственность. Следует помнить, что одаренный ребенок уже в очень раннем возрасте склонен к очень серьезным размышлениям, интересуется глобальными проблемами, о которых часто говорят взрослые, устанавливает для себя высокие критерии, стремится к совершенству, в любом вопросе доходит до самой сути.
Составим портрет одаренного ребенка.
Портрет одаренного ребенка
1. Проявляет любопытство ко многим вещам.
2. Предлагает много идей.
3.Обладает богатой фантазией, воображением.
4. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
5. Не боится отличиться от других.
6. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
7. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.
Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:
• индивидуальный подход на уроках;
• дополнительные занятия с одаренными учащимися;
• участие в школьных и городских олимпиадах;
• психологические консультации, тренинги, тестирование;
• конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
• посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
• использование современных средств информации;
• создание детских портфолио.
На уроках математики часто рассматриваем задачи повышенной сложности, предполагающие творческое исследование, суждение, решаем нестандартные задачи.
Дети участвуют в различных конкурсах и олимпиадах по русскому языку, математике, общим знаниям: Кенгуру, Медвежонок, Страна талантов, Всероссийская олимпиада, литературные конкурсы.
На уроках литературного чтения дети пишут стихи, рассказы, на занятиях внеурочной деятельности делаем коллективные и индивидуальные проекты, издаем сезонные журналы.
Кроме того, в классе ведется работа по созданию и совершенствованию кукольного театра. К новогодним праздникам дети активно участвуют в создании спектаклей. Многие дети славятся своими спортивными достижениями, есть победители всероссийских соревнований по плаванию, художественной гимнастике, фехтованию и т.д.
Ежегодно классу вручается грамота «Самый творческий класс». Также, в классе ежегодно проходят февральские шахматные турниры. Творческие способности учеников особенно проявляются при проведении предметных недель, которые регулярно проводятся в нашей школе, при организации литературных вечеров, при участии в математических олимпиадах.
Большинство детей класса принимают активное участие в различных предметных и интеллектуальных конкурсах уже с 1 класса.
Дети моего класса также участвуют и в исследовательской работе. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Учебная исследовательская деятельность – специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, сознательностью, результатом которых является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности
Пожелания учителям.
В работе с детьми учителю не стоит заниматься наставлениями. Помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. Используйте трудные ситуации, возникшие
в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.
Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.
Хочется закончить своё выступление словами Сократа: «В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ - СОЛНЦЕ. Только дайте ему светить.
Март 2021