Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАБОТА С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Захватова Надежда Леонидовна,
учитель начальных классов,
МБОУ «Школа № 144»
Советского района г. Казани

Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, способствующую развитию человека.

К. Роджерс

Одарённые, талантливые дети – это высокий потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одарёнными детьми является крайне необходимой.
Младший школьный возраст – это период впитывания, накопления и усвоения знаний, а значит, важнейшей проблемой нашего общества является сохранение и развитие одарённости.
Перед учителем начальных классов стоит основная задача - способствовать развитию каждой личности, каждый день находить радость в общении с детьми, нести ответственность за их будущее. Дать почувствовать каждому ребенку радость от маленьких открытий.
На протяжении многих лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды. Перед собой ставлю следующие задачи:
Во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации и во-вторых, умело их развивать и применять на практике.
Опытный педагог уже на первом этапе обучения может заметить у учеников определенные способности, благодаря которым они будут выделяться среди своих сверстников.
Кого считают одаренным?
1.         дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;
2.         дети с высоким уровнем творческих способностей;
3.         дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности
4.         дети, хорошо обучающиеся в школе;
5.         дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны.
Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными. Каждая из этих категорий отражает определенное отношение пониманию одаренности как психического явления. Таким образом, складывается система работы с одарёнными детьми, состоящая как из урочной, так и из внеклассной деятельности.
Одаренность бывает: академической, интеллектуальной, художественной, творческой, психомоторной.
Факторы влияющие на развитие одарённости: природные задатки, социальная среда, механизмы развития личности.
Исходя из опыта работы, я попробовала систематизировать свою работу с одаренными детьми. Вот какие основные компоненты работы с одаренными детьми применяю в своей практической деятельности: выявление одаренных детей; развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках и во внеурочной деятельности; создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Для этой категории детей предпочтительны методы работы: исследовательский; частично-поисковый; проблемный; проектный.
В своей работе я предусматриваю реализацию основных направлений работы:
1. Диагностика психологических особенностей школьников с помощью специальных методик. Выявление учащихся, склонных к различным видам деятельности, определение уровня развития мыслительных операций, памяти, речи учащихся.
2. Игры на развитие психических процессов. Формирование более высокого уровня развития через систему специальных упражнений.
3. Организация самостоятельной деятельности учащихся путём усложнения содержания задания. Развитие познавательных способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучение рациональным приемам самостоятельной работы.
4. Развитие активного словарного запаса, обогащение мировоззрения.
5 Организация совместной деятельности учащихся на уроке через организацию групповых форм работы. Каждый получает возможность говорить, доказывать, объяснять.
6. Система дополнительных творческих заданий. Развитие умения организовывать самостоятельную деятельность, работать с дополнительными источниками информации, в том числе в сети Интернет.
7. Индивидуальная работа с одаренными учащимися по направлениям. Заинтересовать в более глубоком изучении предмета, участие в олимпиадах и конкурсах.
8. Участие в проектно-исследовательской работе. Заложить основы исследовательской деятельности, участие в научно-практических конференциях, создание проектов.
Одаренный, талантливый ребенок - это, прежде всего ребенок. Как и другим детям, ему нужна ласка, любовь, внимание и помощь близких. Создать среду, которая обеспечит успешное развитие ребенка, уважение его точки зрения, любопытства, поощрение его интересов, даже если эти интересы не всегда понятны взрослым, - задача педагогов и родителей. Всегда важно найти время радоваться ребенку. Не стоит забывать о том, что одаренном ребенку нужен тот же опыт в общении и деятельности, что и всем, но только в большей мере.
Составим портрет одаренного ребенка.
1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
4. Склонен к рискованным действиям.
5.Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
Без организации развивающей среды, планомерных занятий, индивидуальной работы, активного участия родителей развития способностей ребенка невозможно.
Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:
·          индивидуальный подход на уроках и во внеурочное время;
·          дополнительные занятия с одаренными учащимися;
·          участие в школьных и городских олимпиадах;
·          психологические консультации, тренинги, тестирование;
·          конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
·          посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
·          использование современных средств информации;
·          создание детских портфолио.
Дети – национальное достояние страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.
В свою очередь учитель должен быть:
—  увлечен своим делом;
—  способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
—  профессионально грамотным;
—  интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
—  проводником передовых педагогических технологий;
—  психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
—  знатоком во всех областях человеческой жизни.
Март 2021