воспитатель,
Сердитова Светлана Степановна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад» с. Летка,
РК, Прилузский район, с. Летка
1.Актуальность. В связи с современными образовательными стандартами системы образования все больше внимания уделяется поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. В связи с этим все большую актуальность приобретает проблема развития способностей ребенка. Чтобы иметь возможность наиболее качественно и эффективно отслеживать развитие внутреннего потенциала своих воспитанников, педагог должен овладеть специально разработанными методиками, достаточно информативными и сравнительно не сложными в применении.
Самым благоприятным периодом для развития способностей детей является дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. В дошкольном возрасте у ребенка развиты фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Огромный потенциал, заложенный природой, при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достигать больших высот в развитии. Исходя из этого, для развития творческих способностей необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, воспитателей, родителей.
В настоящее время внимание многих педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания условий для предпосылок развития одаренных детей. Под «одаренностью» ребенка понимается более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар». Таким образом, одаренность – это дар и означает особо благоприятные внутренние предпосылки развития творческих способностей.
В процессе воспитания и обучения детей надо не игнорировать появляющееся у них качественное своеобразие способностей и одаренности, а развивать его, применяя к ним различные методы индивидуального воздействия.
В нашей группе «Любознайки» также есть дети, у которых более ярко проявляются способности. В связи с этим возникла необходимость создания модели выявления и развития предпосылок одарённости у детей группы.
2. Цель:
Создание условий для построения воспитательно–образовательного процесса, направленного на проявления у детей своих творческих способностей, развитие познавательного интереса, обеспечение возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности в условиях детского сада при тесном взаимодействии с семьей.
Задачи:
1.Создать постоянно действующую систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста.
2.Составить индивидуальные планы развития для детей с предпосылками одаренности и имеющими ярко выраженные способности.
3.Скоординировать и интегрировать деятельность педагогов и родителей в этом направлении.
4.Активизировать участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.
3. Для реализации поставленных задач необходимо выполнение следующих принципов развития способностей и проявления одаренности.
· Создание у детей положительного эмоционального отношения к деятельности (создание положительных эмоций).
· Включение ребенка в практическую деятельность, только в ней ребенок может осваивать, порождать и применять ее способы.
· Демократический стиль отношений, доброжелательный климат на всех уровнях: (воспитатель – ребенок – семья).
· Создание развивающей творческой среды.
· Создание мотивации деятельности, воли, познавательной потребности у ребенка.
При создании благоприятных условий за период дошкольного детства ребенок может пройти путь от первых проявлений склонностей до яркого расцвета способностей, одаренности в будущем.
4. Выявление и сопровождение одаренных детей. Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка. В нем он должен познать все тонкости общения с окружающими людьми.
Стараемся в группе создать благоприятную развивающую среду и обеспечить её соответствие для пребывания детей. Для того, чтобы развивающая среда соответствовала современным требованиям, мы в первую очередь предусмотрели многофункциональное использование групповой комнаты. При построении развивающей среды особое внимание уделяется соблюдению принципа комплексирования и гибкого зонирования. Дети в группе имеют возможность одновременно заниматься разными видами деятельности. В группе созданы условия для занятия физкультурой, изобразительным творчеством, музыкой, театральной деятельностью, развивающими, настольными и сюжетно-ролевыми играми.
В процессе работы выделили следующие категории способных детей.
Создавали условия для их оптимального развития, включая детей, чья одаренность ещё не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейшее развитие их способностей.
Этапы работы по выявлению одаренных детей.
В дошкольном возрасте одаренность проявляется как общая, и лишь в последующие возрастные периоды она может быть избирательной к какой-либо творческой деятельности.
1 этап. Умственные возможности ребенка, которые могут оказаться предпосылками подлинной одаренности, не должны быть оставлены без внимания. Нам в работе ближе динамический подход в изучении проблемы одаренности. Очень важно, чтобы деятельность по выявлению одаренности детей началась как можно раньше, возможно, с раннего дошкольного возраста (с 3-4 лет). Раннее обнаружение проявлений задатков позволит своевременно организовать работу по поддержке и развитию способностей ребенка. С младшей группы, наблюдая за детьми, отмечали, чьи способности выше по уровню развития и на фоне всех детей. Заполняли дневниковые записи, отмечали успехи детей. Наблюдение, как основной метод диагностики выявления задатков и наклонностей, процесс выполнения заданий или способ участия в играх не менее важен, чем результат. Значимыми являются такие моменты, как применение индивидуального подхода выполнения задачи или проявление самостоятельности и отказа от помощи взрослых или опытных детей.
2 этап. Работа по выявлению одаренности должна идти по принципам: «От простого – к сложному» или «Stepbystep» («Шаг за шагом»). То есть, после первоначальной диагностики задатков и наклонностей ребенка воспитателями в группе и родителями, необходимо привлечь к ней специалистов, которые смогут дальше развивать наличие у ребенка признаков одаренности и уровень сформированных способностей к определенной сфере деятельности. Для этого опираться на мониторинг продвижения одарённого ребёнка, в котором использованы методы оценки реальных действий ребенка в реальных ситуациях: анализ продуктов деятельности, достижений и успехов в СОД; наблюдения; экспертные оценки педагогов, специалистов и т.п.
3 этап. Разъяснить родителям цели, задачи и этапы совместной деятельности по вопросам выявления способностей и индивидуального развития ребенка; расширение связей со школой, с администрацией сельского поселения, с Домом культуры. По нашим рекомендациям родители посещают различные кружки дополнительного образования, организованные при школе: спортивный, по рисованию, по лепке и танцам. Также собираем согласие родителей на участие детей в конкурсах разного уровня.
4 этап. Создавать в группе дополнительные условия для максимально полного раскрытия индивидуальных задатков и наклонностей детей. Заполнять индивидуальную карту и маршрутное сопровождение ребёнка дошкольного возраста с признаками одарённости. Организация и участие воспитанников в конкурсах различного уровня.
Результаты выявления должны создавать основу для сопровождения одаренного ребенка условий для его гармоничного развития.
Такими условиями являются:
v Наличие богатой предметно- пространственной среды,
v стимулирующей самую разнообразную деятельность ребенка;
v Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, обстановки, формирующей у ребенка чувство собственной значимости, поощряющей проявление его индивидуальности;
v использование в работе педагогов различных нетрадиционных технологий (социоигровая технология, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные, информационно- коммуникационные, познавательно – исследовательская, технология проектной деятельности, портфолио дошкольника)
v занятие детей в свободной деятельности развивающими, сюжетно – ролевыми, театрализованными и другими играми, т.к. игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
v участие детей в различных мероприятиях детского творчества.
v тесное сотрудничество с семьей по вопросам развития одаренности их детей.
В содержании дошкольного воспитания на первом месте стоит задача передачи детям творческого опыта, формирования эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, создания условий для творческого саморазвития личности ребенка в процессе разных видов художественной деятельности, речевых и музыкальных способностей.
Для успешной работы по реализации проекта особо важным для нас является использование не только уже хорошо себя зарекомендовавших форм и методов работы с детьми, но и внедрение новых. Хорошо себя зарекомендовал и будет в дальнейшем использоваться «метод проектов» в работе с детьми. Работа над проектом предполагает рост познавательной активности и самостоятельности детей, способствует развитию индивидуального творческого потенциала ребенка.
Модель выявления одаренных детей
5. Ожидаемые результаты:
После реализации данного проекта мы ожидаем получить следующие результаты:
Ø совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми;
Ø создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации;
Ø обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
Ø стимулирование мотивации развития способностей;
Ø проведение конкурсов, фестивалей, мероприятий, выставок на различном уровне.
Развитие способностей не может быть эффективным в рамках традиционного группового обучения и требует индивидуальной траектории обучения и сопровождения, которая включает в себя оказание специализированной помощи ребенку в формировании и реализации его творческого потенциала. Организация педагогической деятельности по развитию одаренности должна носить характер творческого наставничества, содействующего максимальному раскрытию способностей, подходы и содержание индивидуального образования и развития должны быть непрерывны и направлены на самореализацию личности ребенка, соответствующего его способностям и интересам. Не имея возможностей таких, которые имеют городские дети (посещение театров, музеев, разных кружков, секций, центров развития и т.д.), сельские дети не менее одаренные и добиваются таких высоких достижений, как участие в международных конкурсах.