Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАБОТА С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

Кораблева Светлана Васильевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 147»,
г. Воронеж,
Алексеева Ольга Александровна,
воспитатель,
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 133»,
г. Воронеж,
Новичихина Екатерина Алексеевна,
воспитатель,
МБДОУ «Детский сад № 83»,
г. Воронеж
Обучение дошкольников лучше осуществлять в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности - игре. Большую роль в развитии творческих способностей детей занимают игры. Достоинства игровой деятельности известны всем. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания ребенком действительности и одно из самых привлекательных для детей занятий.
В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей, в частности новые развивающие математические игры. В процессе игр с математическим содержанием развиваются не только целеполагание, планирование, умение анализировать результаты, воображение, но и проявляются творческие способности. Математические игры способствуют развитию творческого начала личности ребенка дошкольного возраста. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представление о мире различными способами.
Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных задач, игр, развлечений. При этом роль занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает ум, позволяет расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке.
Большое значение для умственного развития дошкольников имеют игры - головоломки с палочками и блоками, это: логические блоки Дьенеша, цветные числа-палочки Кюизенера. Использование блоков Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям, включать подмножества в состав множества; разбивать множества на подмножества. Игровые упражнения и игры с блоками отличаются занимательностью и соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. Использование логических блоков в аппликации, рисовании, конструировании и моделировании предметов из геометрических фигур разнообразит занятия детей, делает их интересней, помогает детям легче ориентироваться в пространстве и закономерностях.
Начиная с младшей группы, мы знакомим детей с различными видами игр по математике. Работа начинается с пособия «Сложи узор»: во время совместной деятельности мы рассматриваем кубики, описываем их, называем цвета, а также уточняем (в средней группе), что две грани кубиков состоят из треугольников.
На занятиях по математическому развитию используется игровой сюжет, представленный в книге «Математика от трех до семи» З.А. Михайловой. Поэтому Блоки Дьенеша доставляет сказочный персонаж.
Дети с более высоким уровнем развития сразу увидели, что фигуры имеют разные формы, они выделили квадраты, треугольники, круги, прямоугольники. Мы раскладывали их по этому признаку на четыре группы. Среди этих групп ребята выделилт фигуры трех различных цветов. Некоторые заметили, что «волшебные камни» имеют различную величину (большие и маленькие).
С набором фигур Малыш прислал нарисованные им картинки.
Ребята внимательно рассматривали предложенное пособие: находили на карточках знакомые фигуры, определяли, что же изображено на них. Затем в свободное время дети составляли данные образцы. В ходе этой работы выяснили, что в некоторых картинках присутствует большее количество фигур, чем есть в наборе. Поэтому мы написали письмо Малышу, в котором просим его прислать еще один набор блоков. Сказочный герой с радостью откликнулся на нашу просьбу.
При составлении различных изображений дети заметили, что некоторые фигуры имеют разную толщину. Мы стали сравнивать их по этому свойству.
Дети строили из блоков объемные сооружения: машины, дома, ворота. Затем они стали придумывать свои постройки. В сюжетно-ролевой игре «Магазин» ребята «продавали» свои «изделия». Используя пособие к блокам Дьенеша, мы усложнили задание: предстояло брать из корзинки любую геометрическую фигуру и «показать» только тот «товар», в котором присутствует именно эта фигура. Затем «покупатели» забирали «покупку», то есть перекладывали нужные блоки на другой стол и собирали такое же изделие.
На занятиях по математике дети познакомились с карточками, которые обозначают свойства блоков Дьенеша. Дети быстро восприняли новые условные обозначения. Со свойствами фигур они уже были знакомы, поэтому задание, направленное на соотнесение карточки с определенным свойством, не вызвало у них больших сложностей. На занятиях и в совместной деятельности ребята выполняли различные упражнения, позволяющие быстро определять, подходит ли та или иная фигура по своим качествам к заданной комбинации карточек.
Сначала количество условных обозначений было небольшим. Дети группировали блоки по двум признакам. Задания упрощались уменьшение количества фигур в наборе.
Блоки Дьенеша позволяют формировать не только умения выделять множеств геометрических фигур по их признакам и по существующим во множестве отношениям, но развивают творческие способности.
Математические игры и упражнения применяются и в сюжетно-ролевой игре «Водители». Воспитатель играет роль кондуктора и раздает детям билеты - геометрические фигуры. На сиденьях автобуса уже лежат те же блоки. Ребятам нужно найти свое место по билету. Задание можно усложнить, если на один или несколько стульчиков положить фигуры, отличающиеся одним свойством. Дети определяют несоответствие и исправляют ошибку.
Когда ребята изображали автомобили, они «приезжали» на «автозаправочную станцию». При помощи кубиков из методического пособия дети определяли, какой блок им нужно выбрать, чтобы «залить бензин».
Таким образом, использование развивающих игр по математике в способствует появлению у ребят интереса к этой области знаний, развитию мышления, речи, воображения, мелкой моторики рук, творческого воображения. Во время занятий некоторые игры можно дифференцировать по степени сложности. Интерес к развивающим играм поддерживается внесением новых элементов в упражнения, а также привлечением детей к творчеству. Ребята становятся соавторами создателей игр. Решать творческие задачи чаще всего пытаются дети с более высоким уровнем развития, которые любят новые необычные задания.
Литература:
Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: книга для воспитателя детского сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1990. – 94 с.
Март 2021