Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ПОСОБИЙ

Богатырева Татьяна Геннадьевна,
воспитатель,
ГБОУ СОШ с. Курумоч СП «Детский сад «Белочка»
Самарская область, Волжский район, с. Курумоч
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что на современном этапе развития дошкольного образования большое внимание уделяется методике организации дидактических игр дошкольников. Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
У детей пришедших в детский сад в возрасте 3-4 лет очень слабо развита мелкая моторика рук и практически не сформированы сенсорные понятия. Это выясняется в ходе наблюдения в работе с детьми. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления), развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Поэтому одним из основных направлений в работе с детьми является их сенсорное развитие и развитие мелкой моторики.
Для активизации познавательной деятельности детей я использую разработанное мною дидактическое пособие «Волшебная коробочка ощущений». Эта игра сделана своими руками. Легка, доступна в выполнении, универсальна, многофункциональна в применении. Апробирована в практике с детьми, как в индивидуальной, так и в групповой форме.
В коробке с двух сторон сделаны отверстия, внутри которой помещаются различные предметы. Новое пособие необычно тем, что в процессе игры у ребёнка задействованы обе руки. Ребенок просовывает руки с обеих сторон и берет какой-либо предмет и дает ему описание. Дидактическое пособие побуждает ребёнка к активной игровой, познавательной деятельности. Пособие можно использовать как в процессе НОД, так и в свободной деятельности. Можно детям предложить тактильным образом узнавать геометрические фигуры, количество предметов, свойства предметов. Игру можно применять с детьми, начиная с 3-х летнего возраста и старше. Функции данной игры:
- развитие внимания, памяти, воображения;
- развитие словесно-логического, понятийного мышления;
- сенсорное развитие
Предметы в коробке меняются в зависимости от поставленной цели, в коробочку кладутся предметы разной геометрической формы разного цвета, структуры (мягкие, шероховатые, твердые и т.д.) для того, чтобы ребенок мог описать свойства, форму предмета. Практика использования продукта доказала его эффективность, благодаря применению этой игры, дети охотнее и быстрее осваивают предмет по характерным признакам, не глядя, научаться словесно, передать общий вид предмета. Примерные игры которые я предлагаю детям.
1. «Угадай на ощупь»
Предложить геометрические фигуры. Вместе ощупаем эту фигуру. Каждый раз ребенка спрашиваем, какая эта фигура. После этого предложить отыскать все кружочки, все квадратики, и т. д. (отбор фигур производиться из множества фигур разной формы.)
2.«Что лежит в коробке?»
Сложить в коробку разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, звери, желуди и т. д.).
Предложить ребенку поиграть: «Смотри, что я достала. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложить все обратно и предложить сделать то же самое, но на ощупь, и назвать каждый предмет.
3. «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет».
Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: деревянный брусок, железная ложка, пластмассовая лопатка, пушистая игрушка, резиновый мяч и др. предметы.
По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие шершавые, гладкие, пушистые и т. д.
4. «Угадай по описанию».
В коробке находиться предметы. Ребенку предлагаются взять один из предметов двумя руками, ощупать его и описать. Дети по описанию отгадывают.
Таким образом проведенная работа показала, что именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития сенсорных способностей ребенка. Развитие у каждого ребенка этих способностей должно быть постоянно в поле зрения у воспитателя, родителей и осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью дидактических пособий и игр.
Развитие сенсорных способностей посредством дидактических пособий и игр способствовало накоплению у детей сенсорного опыта; на сенсорной основе выстраивается сложная структура всестороннего развития детей.
Март 2021