Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ В ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ УСАДЬБЫ ОТРАДНОЕ В СТУПИНСКОМ РАЙОНЕ

Хорхордина Елизавета Андреевна,
Учитель истории и обществознания,
МБОУ «Шугаровская СОШ»,
с. Шугарово
Понятие «культура» имеет множество определений и значений, а также применяется, как и в научной среде, так и в обыденной жизни: культуры труда и отдыха, светская и религиозная, городская и сельская и т.д. В культурологии истории, философии, искусствоведении, психологии и т.д. культура является предметом изучения. Поэтому довольно сложно дать чёткое определение понятию «культуры». Мы можем говорить о культурном (хорошем человеке, который знает и соблюдает правила поведения, этикета и т.д.) и некультурном (совершенно обратном понятии) индивидах, либо культура определённого исторического этапа, например, культура античности (культуры Древней Греции и Древнего Рима, в рамках которых мы рассматриваем древние памятники архитектуры, скульптуры, религии и т.д.). Этот список можно перечислять бесконечно долго, так как культура различных наук, эпох или конкретного человека индивидуальна.
Одно из известных определений культуры, которое мы можем встретить в учебниках, является следующее: «Это всё то, что создано человеком», следовательно, она сопровождала нас всегда. Слово «культура» переводится с латинского как «colo», что в переводе означает «возделывать» или «обрабатывать», раньше этот термин употреблялся в значении «возделывать почву». И только начиная с Цицерона, примерно с 45 г. до н.э., значение культуры переносится на другие сферы жизни: воспитание, образование и т.д.: «как плодоносное поле без возделывания не даёт урожая, так и душа. Возделывание души – философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, – только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай». Возвращаясь к определению культуры, которое дано выше, мы видим, что человек всегда жил в культуре, создавал её, но она не сразу стала предметом изучения в различных науках.
Ещё одним распространённым определением является следующее: «культура… слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и многих других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества», которое принадлежит антропологу и культурологу Эдуарду Тайлору. Если говорить об официальном определении культуры, то в 80-е гг. XXв. В ЮНЕСКО были даны рекомендации о том, как трактовать культуру. В 2011 году был принят проект Федерального закона «О культуре в Российской Федерации», где мы можем встретить следующее определение во 2 статье: «культура – совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве». Также, можно привести в пример определение культуры как науки, советского и российского культуролога Андрея Яковлевича Флиера, что культура – это «формирующейся на стыке социального и гуманитарного знания о человеке и обществе и изучающей культуру как целостность, как специфическую функцию человеческого бытия».
Можно сделать вывод, что культура состоит из множества элементов и её определение зависит от того, какую область мы рассматриваем. В моём понимании, культура – совокупность взглядов и ценностей, принятых в обществе, а также знаменательные достижения в области науки, техники, искусства, воспитания, образования и т.д.
Также культура многофункциональна и влияет на человека и общество в целом. Благодаря ей, мы можем получать новые знания, формировать свои эстетические и этические установки, что-то создавать, при этом выражая свои мысли и многое другое. Можно выделить следующие основные функции культуры.
Во-первых, познавательная функция. Мы получаем целостное представление об истории, повседневности и в целом о жизни народов разных эпох, через картины, скульптуры, книги, архитектуры, право, философию, психологию и многое другое. Обладая определёнными знаниями, человеку проще понять механизмы общества.
Во-вторых, нормативная (регулятивная) функция. К ней относятся нормы права, морали или же поведения. «Сказка ложь, да в неё намёк! Добрым молодцам урок», известные строки из «Сказки о золотом петушке» русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Действительно, культура устанавливает определённые нормы, которые нам следует соблюдать. Мы узнаём о них из различных сказок, мифов, легенд, религиозных книг, поучений, даже из картин и скульптур. Они регулируют взаимоотношения между людьми в социуме.
В-третьих, коммуникативная функция. Человек существо социальное, ему необходимо находиться в обществе и общаться с другими людьми. Любая культура имеет свои определённые знаки, символы, нормы, формы, традиции, с помощью которых люди общаются.
В-четвёртых, интегративная функция. Культура объединяет индивидов в племена, народности и нации. Мы можем различить социальные группы по их культуре, например, религиозные группы мы можем отличить от политических. В то же время, конкретно, например, в религиозной группе мы можем выделить отдельно христианскую и исламскую группы и т.д. Интегративная функция позволяет объединяться людям по их интересам, предпочтениям, чувствовать себя единым целым.
В-пятых, информативная функция. В детских садах, школах, университетах, общаясь с людьми из разных социальных групп, стран мы получаем новую информацию об их культуре. Мы усваиваем опыт предков и передаём его следующим поколениям. Культура – это некая база опыта, которую мы используем в своей дальнейшей жизни.
В-шестых, ценностная функция. В любой культурной группе имеются свои памятники, которые носят для них наивысшую ценность. Так, например, в исламе главной ценностью является Коран, Россия ассоциируется у иностранцев с медведями, шапкой-ушанкой и балалайкой, античная культура- это Колизей, акведуки или Парфенон. В каждой культурной группе есть свои интересы, традиции и предпочтения, представления о добре и зле и многом другом.
Как мы уже поняли, термин «культура» употребляется в разных науках и с разными определениями, поэтому необходимо выделить характерные признаки, которые помогают нам выделить важное из многообразия определений и интерпретаций данного термина.
Культура находит своё выражение в следующих видах искусства: «архитектура; живопись; декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада» и т.д.
Культура имеет свои символы, коды, элементы, с помощью которых идёт передача информации, например, художник выражает свои мысли через мазки из которых получается картина.
Хоть культура тесно связана с природой, она качественно отделяет компоненты деятельности общества, например, человек создаёт орудия труда и пользуется ими; строит здания; улучшает свою среду обитания; создаёт государства, а в них власть, законы, определённую иерархию; создаёт и верует в религию и т.д.
Культура способствует социализации человека: агенты первичной и вторичной социализации передают свой опыт, учат хорошему и плохому, формируют человека.
Результаты культуры используются в повседневной жизни и науке, например, блины на Руси появились ещё в IX веке, но мы до сих пор их употребляем, возможно, что по другому рецепту, но они до сих пор есть на нашем столе.
Американский антрополог и социолог Джордж Мёрдок выделил культурные универсалии (то есть, одинаковые признаки, которые свойственны всем культурным группам: «совместный труд, спорт, украшения тела, обычай дарить подарки, гостеприимство, похоронные ритуалы, запреты кровосмешения, шутки, язык, религиозные обряды и др.»). По Мёрдоку, все они основаны на биологических потребностях людей и в той или иной степени проявляются в каждой культуре.
Мы можем сделать вывод, что понимание культуры не ограничивается какой-либо одной областью, мы можем рассматривать её с точки зрения искусства, социологии, психологии, истории, культурологии, политологии и т.д. Определение культуры зависит от той области, с которой мы её рассматриваем. Культура многогранна и имеет множество функций, такие как познавательная, информативная, регулятивная, интегративная, ценностная, коммуникативная и многие другие. Также культура обладает множеством признаков, которые помогают нам идентифицировать её.
К культурному объекту в Ступинском районе можно отнести усадьбу Семёновская-Отрада. Само название «Отрада» уже говорит о величии и красоте данного сооружения, которое, увы, с каждым годом становится всё скуднее. Принадлежала она известному роду Орловых с XVIII века.
Почему же стоит обратить внимание на изучение в школе данного культурного объекта? Сейчас мы обратимся к истории данного памятника и сделаем вывод.
Для начала стоит отметить, что данное культурное сооружение очень известно среди не только взрослых жителей Ступинского района, но и среди подрастающего поколения, что не может не радовать. Это вызвано тем, что в районе находится немалое количество усадьб. Ступинский краеведческий музей часто проводит различные мероприятия, посвященные данной теме. Но даже если учащийся и не знает о существовании рядом с ним усадьб, то здесь срабатывает фактор любопытства: «Ого, это действительно происходило рядом с нами?» Интерес учеников к своему родному краю можно использовать не только на дополнительных занятиях по краеведению, но и на самих уроках истории.
Сама Отрада была очень известна среди знаменитых людей. В работе «Усадьбы Подмосковья» В. Глушковой можно найти информацию о том, что дом был построен в 1775—1779 годах по чертежам известного архитектора Карла Ивановича Бланка, а самими работами руководили крепостные архитекторы Бабакин и Цуканов. По проекту ещё одного известного архитектора Жилярди была построена усыпальница Орловых. В парадном зале Отрады размещались бюсты Орловых, которые сделал специально для династии один из известнейших скульпторов Федот Иванович Шубин.
Очень успешно проходят занятия по культуре, когда учащимся Ступинского района рассказываешь об Отраде, о том, кто в ней творил и что сделал, а после в параллель приводишь в пример их более известные работы. У учеников появляются некие восторг и гордость, что рядом с местом, где они живут творили такие известные люди. Поэтому краеведческий аспект в изучении новой темы по культуре очень важен, чтобы привлечь больше внимания учащихся.
Не секрет, что благодетельницей рода Орловых является Екатерина II. Именно она даровала Владимиру Орлову земли, где и началось строительство Отрады. Когда на уроках проходишь темы, связанные с деятельностью Екатерины II и упоминаешь учащимся об этом факте, они ещё с большим интересом подходят к изучению этих тем, потому что усадьба Отрада, как мы уже упоминали выше, очень популярна среди населения Ступинского района.
Но судьба Отрады, к сожалению, сложилась не очень благополучным образом. После Октябрьской революции 1917 года было национализировано всё частное имущество, Отрада не стала исключением. В 1918 году в четырёх комнатах второго этажа был создан музей, а в остальных помещениях размещён сельскохозяйственный техникум.
В 1924 году коммунисты осквернили мавзолей Орловых, уничтожив могилы легендарных братьев и издевались над их останками.
В 1925 году, при закрытии музея, из Отрады на двадцати телегах были вывезены вещи Орловых и Орловых-Давыдовых. После техникума в усадьбе располагалось большое число организаций, с 1938 по 1941 год — 1-я московская школа НКВД и с тех пор она входила в состав территории, подведомственной КГБ - ФСБ России. С 1959 по 1989 располагались летние дачи детских садов и зимние пионерские лагеря ХОЗУ КГБ СССР.
Сейчас усадьба находится в ведении ФСБ России и её состояние оставляет желать лучшего. Всё имущество было за годы советского правления разграблено и вывезено. Усадьбу поддерживают в приемлемом состоянии, а свободный вход туда воспрещён.
Данную часть истории Отрады ученикам стоит преподносить более аккуратно, потому что это может вызвать негативные эмоции не только к прошлым правителям, но и к действующей власти, а наша задача развить чувство патриотизма у учащихся.
Нужно сконцентрировать их внимание на том, что нужно беречь существующие памятники культуры, чтобы нам и нашим потомкам осталась та часть великой истории, которой можно гордиться, ведь, история нашей страны поистине богата и многогранна.
В заключении хочется сказать, что общая история складывается из истории родного края. Так на примере Отрады мы проследили, что большая культура есть в небольших уголках нашей планеты, которую нужно беречь, помнить и всегда стремиться её сохранить.
Март 2021