Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПРОЯВИВШИМИ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ

Шишкина Надежда Евгеньевна
учитель,
МБОУ «Школа 75»
г. Рязань
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Одарённость – это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Одаренным детям присущи следующие качества:
- высокие интеллектуальные способности;
- высокая личностная ответственность, целеустремленность и настойчивость;
- способность к быстрому усвоению материала и отличная память;
- высокие творческие способности;
- самостоятельность суждений;
- любопытство, любознательность, стремление к знаниям.
Существует несколько классификаций одаренности.
1.         По степени сформированности: актуальная, потенциальная, способность, одарённость, талант, гениальность.
2.         2. По виду деятельности и обеспечивающей её сфере психики:
3.         - социальная (лидерство, инициативность, предприимчивость);
- умственная (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты);
- академическая (ярко выраженные способности учиться);
- трудовая (в области практических умений и навыков);
- творческая (нестандартное мышление и видение мира) в создании духовных ценностей;
- физическая.
3. По широте проявления в различных видах деятельности:
- общая (активность, критичность, быстрота, внимание);
- специальная (музыкальная, художественная, математическая, литературная, конструктивно-техническая и т.п.).
4. По форме: явная и скрытая.
5. По особенностям возраста: ранняя и поздняя.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
1. С каким видом одаренности мы имеем дело?
2. В какой форме может проявиться одаренность?
3. Какие задачи работы с одаренными детьми являются приоритетными?
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
В начальной школе работу по выявлению и сопровождению одаренных детей можно построить следующим образом.
I этап. Диагностико-прогностический
1. Создание:
- банка данных по одарённым детям;
- банка творческих работ учащихся;
- банка заданий повышенной сложности;
- рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
2. Организация:
- системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
- творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
- внеклассной и внеурочной работы по предмету.
II этап. Деятельностный
- организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
- активное использование в проектной деятельности.
III этап. Констатирующий.
- оформление портфолио;
- внедрение в практику рейтинга учащихся.
Важнейшими целями обучения в начальной школе являются создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующим его возрастным особенностям и возможностям и обеспечение необходимой и достаточной подготовки ученика для дальнейшего обучения, развития его творческих и индивидуальных способностей.
Только грамотно организованная работа учителя позволит каждому ученику проявить свои способности.
Используемая литература
1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
2. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
3. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие. –Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
4. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
5. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№
6. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
7. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
8. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

Март 2021