Конференции

    ОДАРЕННОСТЬ. РАБОТА С ДЕТЬМИ, ПРОЯВИВШИМИ ВЫДАЮЩИЕСЯ СПОСОБНОСТИ

    Шишкина Надежда Евгеньевна
    учитель,
    МБОУ «Школа 75»
    г. Рязань
    Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
    Одарённость – это значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
    Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
    Одаренным детям присущи следующие качества:
    - высокие интеллектуальные способности;
    - высокая личностная ответственность, целеустремленность и настойчивость;
    - способность к быстрому усвоению материала и отличная память;
    - высокие творческие способности;
    - самостоятельность суждений;
    - любопытство, любознательность, стремление к знаниям.
    Существует несколько классификаций одаренности.
    1.         По степени сформированности: актуальная, потенциальная, способность, одарённость, талант, гениальность.
    2.         2. По виду деятельности и обеспечивающей её сфере психики:
    3.         - социальная (лидерство, инициативность, предприимчивость);
    - умственная (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты);
    - академическая (ярко выраженные способности учиться);
    - трудовая (в области практических умений и навыков);
    - творческая (нестандартное мышление и видение мира) в создании духовных ценностей;
    - физическая.
    3. По широте проявления в различных видах деятельности:
    - общая (активность, критичность, быстрота, внимание);
    - специальная (музыкальная, художественная, математическая, литературная, конструктивно-техническая и т.п.).
    4. По форме: явная и скрытая.
    5. По особенностям возраста: ранняя и поздняя.
    Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует предварительного ответа на следующие вопросы:
    1. С каким видом одаренности мы имеем дело?
    2. В какой форме может проявиться одаренность?
    3. Какие задачи работы с одаренными детьми являются приоритетными?
    Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов.
    В начальной школе работу по выявлению и сопровождению одаренных детей можно построить следующим образом.
    I этап. Диагностико-прогностический
    1. Создание:
    - банка данных по одарённым детям;
    - банка творческих работ учащихся;
    - банка заданий повышенной сложности;
    - рекомендаций и программ для работы с одарёнными детьми.
    2. Организация:
    - системы дополнительного образования: элективные курсы, творческие мастерские;
    - творческих конкурсов, олимпиад, научно-практических конференций;
    - внеклассной и внеурочной работы по предмету.
    II этап. Деятельностный
    - организация активной системы научно-исследовательской деятельности учащихся;
    - активное использование в проектной деятельности.
    III этап. Констатирующий.
    - оформление портфолио;
    - внедрение в практику рейтинга учащихся.
    Важнейшими целями обучения в начальной школе являются создание благоприятных условий для полноценного интеллектуального развития каждого ребёнка на уровне, соответствующим его возрастным особенностям и возможностям и обеспечение необходимой и достаточной подготовки ученика для дальнейшего обучения, развития его творческих и индивидуальных способностей.
    Только грамотно организованная работа учителя позволит каждому ученику проявить свои способности.
    Используемая литература
    1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 1991.
    2. Беляева Н., Савенков А. И. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование. – 1999.– № 9.
    3. Больных Е. М., Икрин Г. В., Пиянзина О. П. Личностно-ориентированное образование и развитие одаренности: Научно-методическое пособие. –Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2002.
    4. Давыдова Г. А. Дорога в будущее. О современных теориях креативности и одаренности // Психологический журнал. – 1999.- № 3.
    5. Матюшкин А. М. Концепции творческой одаренности // Вопросы психологии – 1989.–№
    6. Одаренные дети: Пер с англ./ Общ. ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого В.М. – М.: «Прогресс», 1991
    7. Одаренные дети / Под ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. – М., 1991.Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.C Лейтеса. – М., 2000.
    8. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997.

    Март 2021