Высшая школа делового администрирования
Конференции

ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Рыбина Екатерина Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ СОШ № 18,
г. Череповец
Педагогическое оценивание – это определение степени усвоения обучаемыми знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями программ обучения.
Виды педагогических оценок:
1. Предметные оценки - касаются того, что делает или что уже сделал ребенок, но не его личности.
2. Персональные оценки - индивидуальные качества человека, его старание, умения, прилежание.
3. Материальные оценки - включают разные способы материального стимулирования детей за успехи в учебной работе.
4. Моральные оценки - педагогическая оценка содержит в себе похвалу или порицание
5. Результативная оценка относится к конечному результату деятельности. В этом случае оценивается то, что получилось, в конечном счете, а не то, каким образом это было достигнуто.
6. Процессуальная оценка относится к процессу. Здесь обращается внимание на то, как был достигнут полученный итог, что лежало в основе побуждения, направленного на достижение соответствующего результата.
7. Количественная - соотносится с объемом выполненной работы, например, с числом сделанных упражнений.
8. Качественная - касается качества выполненной работы, точности, аккуратности, тщательности.
Виды оценивания:
*           Проекты
*           Практические работы
*           Словесная оценка (устная обратная связь)
*           Самооценивание
*           Две звезды и желание (взаимооценивание)
*           Творческие работы
*           Исследовательские работы
*           Портфолио
*           Самоанализ и т.д.
*           Листы индивидуальных достижений
*           Комплексные проверочные работы и др.
Приведу примеры приемов технологии формирующего оценивания, которые применяю на уроках русского языка и литературы.
Самооценка.
Перед уроком учащиеся получают Оценочный лист, который заполняется по мере работы на уроке. Оцениваемые результаты: предметные.
Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка).
Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения, повторения, закрепления
Оценочный лист ученика _________________________________________
+ могу\ знаю +\- сомневаюсь
- не могу\ не знаю

№ п\п

Критерии

Самооценка

Учитель

1

Знаю тему урока



2

Знаю цель урока



3

Знаю план достижения цели



4

Могу работать по плану



5

Понимаю, о чем идет речь



6

Умею отвечать на вопросы по теме



7

Сам могу составить вопросы т



8

Могу доказать свои высказывания





Взаимооценка.
Цель проведения: анализ результатов проверки позволяет определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать.
Выполните задание:
1) Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания в предложении.
1.  Окна во всех к_рпусах были ярко осв_щены и на громадном
дв_ре к_залось очень т_мно.
2) Обменяйтесь карточками и определите в них правильное выполнение заданий и ошибки.
·          Правильное выполнение +
·          Ошибочное
Диагностические карты по темам («Причастие», «Наречие», «Глагол», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» и т.д.)
Диагностическая карта по теме "Творчество М.Ю. Лермонтова"

Ф.И.

ученика

Учебные задания

Оценка

Кроссворд

Викторина

Поэтическая пятиминутка

Конспект

Сочинение-миниатюра

+

+

+

-

+

4



«Касса моих успехов» - педагогический прием, который не только способствует формированию орфографической зоркости у ребят 5-6-х классов, но и помогает им полюбить словарную работу и воспринимать её как увлекательную игру.
В начале учебного года каждый ученик оформляет карту "Словарная работа". На лист картона наклеиваем два конверта: «Касса моих успехов», «Касса моих ошибок».
Словарные диктанты «Вставь пропущенные буквы» выполняются на небольших листочках. 10-12 слов – этого бывает вполне достаточно, чтобы убедиться, понят ли ребятами материал урока. Весь учебный год идет «коллекционирование»: накапливаются работы на «5» и «4», которые и составляют содержимое конверта «Мои успехи».
Светофор.
Эта стратегия формативного оценивания может быть использована учителем при объяснении темы и при необходимости проверки знаний обучающихся. На определенном этапе в процессе объяснения учитель просит обучающихся определить уровень понимания с помощью цвета светофора. Ученики могут поднять руку; кивнуть головой или поднять цветную карту.
Зеленый цвет- полное понимание
Желтый цвет- частичное понимание
Красный цвет – недопонимание или полное непонимание
По итогам полученных ответов учитель должен принять решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении обучения.
Внедрение нетрадиционных форм наряду с традиционными методами и приёмами контроля знаний, умений, навыков значительно повышает уровень владения этими знаниями, поскольку даёт школьнику мотивацию обучения, прививает интерес к предмету. В результате такой работы учащиеся с удовольствием идут на урок, активно работают, отстаивают свою точку зрения, любят творческие задания, умеют работать с кроссвордами, являются авторами викторин, с удовольствием выполняют разнообразные виды работ и улучшают свои показатели по предмету.
Март 2021