Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Просветова Олеся Николаевна,
Воспитатель,
МБДОУ Детский сад № 170,
Воронежская обл. г. Воронеж
Одаренность – сложное и многомерное явление. Для организации работы с одаренными детьми необходимо определить феномен одаренности, ее проявления и типологию.
На сегодняшний день, наряду с тенденцией выявлять и поддерживать одаренных детей, у взрослых, которые их воспитывают, сложились некоторые не совсем адекватные представления о специфике детской одаренности, особенно в ранние периоды развития ребенка.
Наиболее распространенные «мифы» в восприятии взрослыми детской одаренности таковы:
·           одаренный ребенок должен очень успешно учиться;
·           определяющий момент одаренности – это высокий интеллект и хорошая память;
·           одаренному ребенку все дается легко;
·           трудности поведения, социализации в целом, - неотъемлемый признак одаренности.
Эти и другие «мифы» нередко не позволяют родителям и педагогам распознать истинную одаренность и оказать одаренному ребенку поддержку на пути взросления. Зачастую одаренным ребенком считают способного, сообразительного, имеющего высокие успехи в обучении, а проявления одаренности принимают за гиперактивность, отчужденность, рассеянность, «вредность», лень ребенка.
Каково же объективное понимание одаренности?
Одаренность рассматривается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. К важнейшим критериям одаренной личности относят такие ее качества, как увлеченность деятельностью и креативность выполняемых действий.
Одаренность не может сводиться только к критерию достижений, которые ребенок имеет в каких – либо видах деятельности. Не меньшее значение приобретает психометрический критерий, связанный с определением потенциальных возможностей или способностей личности, нередко относимых к понятию талант. С этой точки зрения талантливыми обучающимися являются те, кто выявлен на основе специальных тестов и методик как обладающие высоким потенциалом достижений в силу наличия особых способностей к определенной деятельности.
Семья и развитие одаренности ребенка
Значение семьи в развитии одаренности ребенка признается решающим. Неблагоприятные в социальном смысле условия (плохой быт, недостаточная материальная обеспеченность, неполная семья и т.д.) могут не оказывать влияния на развитие одаренности. С другой стороны, признание в семье высокой ценности образования является благоприятным фактором, в значительной мере обусловливающим развитие проявлений одаренности.
Особенно важно для становления личности одаренного ребенка, прежде всего, повышенное внимание родителей. Главная характеристика адекватного стиля детско-родительских отношений в семье одаренного ребенка – необычно высокое внимание к ребенку, когда вся жизнь семьи сосредоточена на его интересах, его развитии.
Во многих случаях такое внимание приводит к симбиозу, то есть к тесному переплетению, познавательных и личностных интересов родителей и ребенка. Хотя такое внимание впоследствии может стать препятствием для развития его внутренней автономии, однако именно оно является одним из важнейших факторов развития одаренности.
Определенная «детоцентричность» семьи одаренного ребенка, фанатическое желание родителей развить его способности имеют в ряде случаев и свои отрицательные стороны. Так, в этих семьях наблюдается определенная попустительская позиция в отношении развития у ребенка ряда социальных и бытовых навыков.
Условиями развития одаренности ребенка в семье являются:
1.         Толерантное отношение к оригинальным идеям ребенка;
2.         поддержка его начинаний;
3.         создание в семье необходимой предметной среды для насыщения его разнообразных интересов;
4.         оказание поддержки в ситуациях неудач;
5.         формирование уверенности;
6.         передача жизненного опыта;
7.         обеспечение эмоциональной комфортности;
8.         признание личностной автономии;
9.         создание атмосферы творчества, то есть безопасной психологической базы.
Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:
·           Легкостью и скоростью обучения, по сравнению со сверстниками;
·           Существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;
·           Стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;
·           Высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.
Дошкольное детство является очень благоприятным периодом для развития одаренности. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Работа с одаренными детьми, является неотъемлемой частью более широкой проблемы развития творческого, внутреннего потенциала личности.
Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Выявление одаренных детей на основе наблюдения, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада.
Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.
Проблемы организации работы с одаренными детьми:
1.         Проблема выявления одаренных детей.
2.         Проблема обучения и развития одаренных детей.
3.         Проблема подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми.
На смену традиционным образовательным технологиям, ориентированным на передачу учащемуся знаний-умений-навыков в той или иной предметной области, должны прийти развивающие технологии, ориентированные на развитие способности учащегося быть субъектом образовательной деятельности. Поэтому для специалистов, работающих с одаренными детьми, чрезвычайно важно пройти психотренинговые формы подготовки, которые специально ориентированы на развитие таких «субъектно-субъектных» способов восприятия, мышления, общения и поведения, которые опирались бы на своеобразие и индивидуально-психологические особенности обучения и развития одаренных детей.
Одним из важных условий развития одаренности детей и подростков является организация их психолого-педагогического сопровождения.
Исследователи рассматривали различные теоретические и практические аспекты психологического сопровождения одаренных детей, в том числе его механизмы, направления, виды, способы и условия. В словаре В.И. Даля слово «сопровождение» имеет следующие значения: «сопутствовать», «идти вместе», «следовать».
Исследователи указывают на то, что у многих одаренных детей возникают учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями, которые могут стать причиной школьной и социальной дезадаптации. В связи с вышесказанным чрезвычайно актуальным является психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей.
Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в образовательном процессеэто система деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения, развития, воспитания, социализации и адаптации ребенка.
Цель сопровождения: выявление, поддержка и развитие одаренных детей, психолого-педагогическая помощь в адаптации учащихся к учебно-воспитательному процессу, психолого-педагогическая помощь учащимся в профессиональном самоопределении, сохранение психологического и физического здоровья; создание оптимальных условий для гармоничного развития одаренных детей.
Определяющим моментом деятельности ДОУ по поддержке одаренных детей является создание для них оптимальных по уровню трудности, соответствующих их повышенным образовательным потребностям и направленности интересов условий для развития их одаренности.
Цель деятельности дошкольной образовательной организации по поддержке одаренного ребенка состоит в создании психологически безопасной среды, обеспечивающей развитие и саморазвитие одаренного ребенка, гармоничность в становлении его личности.
Для решения данной цели в нашем саду разработана программа гибкого индивидуального обучения одаренных обучающихся, предполагающих четыре основных подхода:
1.         ускорение - позволяет учесть потребности детей, отличающихся ускоренным темпом развития;
2.         углубление – предполагает более глубокое изучение предметной области детьми, проявляющими особый интерес к определенной деятельности или области знания;
3.         обогащение – обеспечивает выход содержания образования за традиционные рамки;
4.         проблематизация – направлена на использование в обучении оригинальных объяснений, поиска новых смыслов и альтернативных интерпретаций содержания обучения.
Используемые в моей работе с одаренными детьми методы направлены как на развитие одаренности в целом, так и на развитие личности одаренных детей. Применяю методы, соответствующие уровню активности и направленности интересов одаренных детей и имеющие высокий мотивирующий потенциал.
Ведущими выступают методы творческого характера: игровые, проблемные, поисковые, эвристические (отрасль знания, научная область, изучающая специфику творческой деятельности), исследовательские, проектные, как используемые в индивидуальной и групповой работе с одаренными детьми, так и применяемые для организации их самостоятельной деятельности со сверстниками. Игровые методы не только отвечают принципу ведущей деятельности в дошкольном возрасте (игра), но и способствуют особому «игровому» отношению одаренного ребенка к миру, обеспечивая его открытость к новому и неизвестному. Они основаны на стремлении и умении ребенка входить в воображаемые ситуации и действовать по их законам. По сути, игра, с одной стороны, творческая деятельность самого ребенка, а с другой – социально-педагогическая форма организации детской жизни, детского общества. Таким образом, игра создает условия для уникального сочетания двух начал: активности ребенка и активности взрослого.
Именно поэтому образовательные задачи столь успешно решаются посредством игрового взаимодействия взрослого с ребенком и детей друг другом.
Март 2021