Высшая школа делового администрирования
Конференции

ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК В ДЕТСКОМ САДУ

Дрёмина Эльмира Анваровна,
Воспитатель,
МАДОУ «Детский сад «Симфония» г. Перми

«Одаренность человека – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать его благороднее, чтобы он вырос и дал обильный плод» говорил В.А. Сухомлинский.
Одаренные дети - это наше достояние. Очень важно, чтобы педагог чувствовал и научился отыскивать одаренных детей в своих детях. Проблема развития одаренных детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, которые имеют ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Современное общество - это общество глобальных изменений, постоянной творческой эволюции, на которую воздействуют механизмы, сочетающие макро- (социальные) факторы и микро- (индивидуальные) факторы, совершенно непредсказуемые и зачастую кардинально новые. Темп развития современного общества зависит от творческих усилий человека, от тех возможностей и способностей, которыми он обладает. Таким образом, глобализация стимулирует активность личности, указывает на необходимость подготовки ее к будущему, ставит новые цели и задачи перед системой образования.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности, если сравнить его с другими детьми.
Одаренный ребенок - выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями или имеет внутренние посылки для таких достижений, в том или ином виде деятельности и этим он отличается от других детей. Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Сейчас очень актуальной задачей образования является выявление способных детей и работа с ними.
Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые на занятиях все легко и быстро схватывают, быстро запоминают услышанное или прочитанное, решают сложные задачи, требующие умственного усилия, знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются, оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения, задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают, очень восприимчивы, наблюдательны быстро реагируют на все новое, неожиданное- это типичные черты одаренных детей.
В дошкольном детстве можно выделить несколько видов одаренности.
1.Художественная одаренность - высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности.
2.Общая интеллектуальная одаренность-дети запоминают и сохраняют информацию, что позволяет им преуспевать во многих областях знаний.
3.Творческая одаренность -дети с творческой направленностью отличаются независимостью в суждениях, чувством юмора, ярким темпераментом.
Наш педагогический коллектив определил направления работы с одаренными детьми: диагностика и обеспечение развития. Педагоги детского сада проводят первичную диагностику и последующие индивидуальные обследования. Полученный анализ результатов в ходе диагностики, помогает решить следующие задачи: осуществить дифференцированный подход в воспитании и развитии детей, выявить детей с скрытой одаренностью; оценивать эффективность используемых форм и методов работы с детьми.
А также для выявления одаренных детей педагоги используют технологию педагогического наблюдения. На основе полученных результатов делаются выводы об уровне развития ребенка в том или ином виде деятельности.
Чтобы развивать креативность дошкольников, каким же должен быть педагог сам? Конечно же, педагог должен быть творческим: постоянно преодолевать в себе инертность, стремиться к открытию и применению новых методов в обучении, форм творческого общения, самосовершенствоваться. Все его усилия должны быть направлены на развитие, прежде всего, личности ребёнка, его индивидуальности. Поэтому педагог, прежде всего, должен позволять детям высказывать свои творческие идеи, а также демонстрировать свои находки или новые решения; уважать любопытство, внимательно выслушивать каждого ребёнка, находить для этого время, отвечать на все вопросы.
Другое серьёзное условие, способствующее развитию креативности дошкольников – это повышение и укрепление самооценки у воспитанников. Педагог должен способствовать формированию у своих детей достаточно высокой самооценки, которая стимулировала бы их к деятельности. Следующим условием для развития одаренности детей является создание развивающей среды в детском саду - система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности и личности ребёнка, опора на личностно- ориентированную модель взаимодействия и создание всех необходимых условий для всестороннего развития детей.
Наш детский сад не зря называется «Симфония»- в нём постоянно происходит что-то музыкально- увлекательное. Ребенку не обязательно быть музыкальным, знать чувство ритма и уметь играть на инструментах. Он будет расти в соответствующей среде – слушать хорошую классическую музыку и отрабатывать ритм с помощью барабанов, кахонов, поэтому научится выступать на сцене. Все эти способности пригодятся ребенку в жизни.
В новом корпусе детского сада «Симфония» создана уникальная среда, в которую внедрены современные педагогические технологии по музыкальному воспитанию детей.
В образовательном пространстве групп и холлов оборудованы интерактивные музыкальные центры, в том числе с использованием IT-технологий, детская студия звукозаписи, 3D-музей музыкальных инструментов и концертный зал.
На территории дошкольного учреждения создана летняя эстрада для организации выступлений ребят. Педагоги проводят мастер-классы по использованию музыкальных инструментов в работе по формированию чувства темпа и ритма. В группах оборудованы центры: литературы и драматизации, изо-деятельности, науки, центр манипулятивных игр. Материал в этих центрах доступен и каждый ребенок может самостоятельно повышать свой творческий потенциал.
Ещё одним условием является переход к развивающей системе образования. Только переход к развивающей системе способен обеспечить саморазвитие личности любого ребенка, в том числе и одаренного. Не случайно коллектив нашего детского сада работает по программе «Истоки». Работая по этой программе, мы видим, что наши дети ведут себя раскрепощённо, спокойно выражают свои мысли, получают ответы на их интересующие вопросы на любую тему.
Одним из важных условий развития одаренности детей является дополнительное образование. В детском саду работают кружки: по художественно-эстетическому направлению, по познавательно-речевому направлению, по физкультурно-оздоровительному направлению.
Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим, а также другим.
Важным условием решения задач активизации потенциальных возможностей ребенка, является взаимодействие воспитателя и родителей. Взаимодействие с семьей воспитанников выстраивается по следующему направлению: информационно-аналитическое и познавательное. Информационно-аналитическое: реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, предполагает решение педагогических задач: выявить интересы и предпочтения родителей, уровень их осведомленности в тех или иных вопросах воспитания и образования детей, узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей.
Познавательное направление реализуется через консультации, тематические сообщения, открытые показы, день открытых дверей, семинары-практикумы и т д. Основной задачей в этом направлении является повышение компетентности родителей по вопросам развития детей дошкольного возраста.
В нашем детском саду родители, непосредственно являются участниками организации педагогического процесса, они незаменимые партнеры и ассистенты воспитателя: если есть в группе одаренные дети родители заранее информируются для активной поддержки и реализации задатков и способностей детей. Результатами совместной деятельности педагогов и родителей в нашем детском саду являются такие мероприятия как: реализация различных проектов, спортивные праздники, игровые развлекательные программы, музыкальные театрализованные праздники, совместные выставки детско-родительского творчества. Все перечисленные методы, приёмы и формы работы с одаренными детьми позволяют создавать наиболее комфортные условия для выявления и раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка.
В заключении хочется отметить, что воспитатель, развивающий креативность дошкольников, проходит через сложный, а подчас и длительный процесс создания условий, необходимых для успешного развития творческого потенциала детей. Наибольшее значение из которых имеют: восприятие ребёнка как личности, вне зависимости оттого, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть, внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности дошкольника, предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения; повышение и укрепления самооценки дошкольников, организация системы обучения или создание креативной воспитательно -образовательной среды в детском саду.
Список использованных источников:
1. Боева Е. Л. Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей: метод. рекомендации / Е. Л. Боева, О. И. Кондратенко. – Старый Оскол: Лина, 2011.
2. Белоусова, А. К. Развивающая образовательная среда для одаренных детей / А. К. Белоусова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009.
3. Кириенко, Т. Ж. Система работы с одаренными детьми / Т. Ж. Кириенко // Дополнительное образование и воспитание. – 2011. - №9.
4. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: учеб. пособие / под ред. А. М. Матюшкина. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 190 с.

Март 2021