воспитатель,
МАДОУ д/с общеразвивающего вида №18 «Теремок»
г.о. Ступино Московской области
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направляет деятельность педагогов на создание условий в образовательном процессе для развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Новизна подходов к образовательной деятельности стимулирует использовать в развитии дошкольников инновационные методы и технологии.
Одним из приоритетных направлений, обеспечивающих развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначено художественно-эстетическое развитие дошкольников, куда включено и рисование.
Рисование для ребенка - радостный, вдохновенный труд, к которому его не следует принуждать.
Занимаясь рисованием с маленькими детьми, я учитываю особенности раннего возраста и то, что у малышей еще не сформированы многие навыки. Дети не умеют правильно держать карандаш и кисточку, регулировать силу давления на бумагу, ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за край. Часто отсутствие умений расстраивает малышей, и они оставляют попытки нарисовать задуманное.
И здесь на помощь приходит интересная форма работы с детьми, направленная на максимальное развитие (а не на формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных и творческих способностей ребенка, которая имеет такое название, как ХЕППЕНИНГ.
Что же такое ХЕППЕНИНГ? Хеппенинг – это форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии взрослых, но не контролируемые ими. Хеппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет четкого сценария. При нём неизвестно, какое получится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливает интерес детей к изобразительной деятельности.
В своей практике с детьми раннего возраста я использую хэппенинг, как нетрадиционный метод рисования. Большинство техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате исполнения специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования. При этом неизвестно, какое изображение получится, но будет успешен результат и это усиливает интерес малышей к самому процессу деятельности, стимулирует их познавательную активность и исследовательские навыки. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Главное то, что создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он осмысливает новые качества предметов, овладевает изобразительными навыками, умениями, учится осознанно их использовать.
Использование «хеппенинга» позволяет Мне, как педагогу, создать каждому малышу ситуацию успеха в творческом процессе. Хеппенинг является замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается, можно создать «манную» картину, ладошка может превратиться в слоника, клякса может стать деревом, а морковь и картофель могут удивить необычными «овощными» узорами.
В работе с детьми группы раннего возраста я использую такие техники хеппенинга, как:
- печать из ниток,
- печать из картофеля и моркови,
- рисование ладошками,
- рисование ватными палочками,
- рисование манной крупой,
- рисование мятой бумагой,
- рисование воздушными шариками,
- рисование пушком.
Каждая из этих техник – это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредствованнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения. Знакомясь с разнообразными материалами, техникой рисования, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.
Я представлю вашему вниманию некоторые из вышеперечисленных техник хеппенинга.
Рисование пальчиками. Можно использовать по своему желанию силуэты разных предметов, листы бумаги с контурами предметов, листы бумаги без контуров.
Кончиком пальца можно рисовать точки (шарик), подушечкой пальца - лепестки, листочки, веточки, прямые и волнистые линии (море).
Можно рисовать пучком пальцев, дополнив изображение необходимыми элементами. Для этого можно использовать кисточки.
Следующий способ рисования - рисование кулачком, закрытым, полураскрытым. Таким способом можно рисовать объёмные фигуры: улитки, ракушки, цветы, бананы, сугробы, радугу и другое. Создать образ можно, дополнив его нужными элементами.
Любимый способ ребят – рисование ладошкой. Ладошкой можно мазать, рисовать и печатать любые абстракции, наслаждаясь цветом или создавать сюжетные картины. По-разному поворачивая руки, и дорисовывая к отпечаткам недостающие элементы, можно воплотить любые задумки. Ладошка, с разведёнными пальчиками, смотрящими вниз, позволит увидеть в рисунке осьминога, если дорисовать ему глаза и рот. С помощью отпечатков ладошек, сделанных по кругу, можно изобразить солнышко и цветок, дорисовав сердцевину.
Рисование тычками позволяет получить имитацию фактурности пушистой поверхности. Тычками можно нарисовать снег, салют, полянку из одуванчиков, травку, облака, листья на дереве, или заполнить отпечатками тычка готовый контур, шаблон.
Рисование смятой бумагой проходит по тому же принципу, что и рисование тычками.
Интересный и занятный способ рисования – это оттиск печатками с разными изображениями. Мы рисовали с детьми звёздочки на небе, бусы, листья на деревьях, снежинки, украшали платья, тарелки.
В раннем возрасте доступен такой вид хеппенинга как рисование на подносе. Я использую манку. Рисовать можно сразу обеими руками. У ребенка этот процесс стимулирует развитие свободы мысли, воображения. В процессе работы активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (мелкие движения пальцев, кисти), зрительно-двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей.
Я считаю, что изобразительная деятельность является самым интересным видом деятельности дошкольников, так как позволяет детям выражать в своих рисунках свои впечатления об окружающем его мире, способствует всестороннему развитию детей, раскрытию и обогащению его творческих способностей.
Мой небольшой опыт работы по использованию технологии «Хеппенинг» с детьми раннего возраста показал следующее.
Хеппенинг:
- Хорошо развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи.
- Развивает тактильную чувствительность. Это новые ощущения при макании в краску, при ведении пальчиком по различным поверхностям для рисования. В процессе работы ребенок знакомится с объемом, фактурой и пространством.
- Помогает ребенку осознать своё тело.
- Развивает творческие способности и художественный вкус.
- Развивает ловкость пальцев и кистей рук. Раскрашивая пальчиком изображение, малыш учится чувствовать границы.
- Развивает представления ребенка о цвете.
- Развивает воображение и образное мышление.
- Рисование в стиле «хеппенинг» успокаивает и увлекает, способствует развитию усидчивости, побуждает к поиску нестандартных решений. Рисунки, выполненные в такой технике, как «хеппенинг» получаются на порядок быстрее обычных. Это играет большую роль для маленьких детей, когда им не хватает усидчивости и терпения, когда они только на стадии становления. Такие занятия прибавляют уверенности в себе и своих силах, да и просто огромное удовольствие.