Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Конференции

ВОСПИТАНИЕ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

Багрянская Марина Юрьевна,
воспитатель,
МБДОУ «Отрадненский детский сад»
Воронежская область, Новоусманский район, п. Отрадное
Детский сад – первое общественное учреждение, появляющееся на жизненном пути ребенка. В нем он должен познать основные правила общения с окружающими людьми.
Современные исследования показывают, что одаренные дети в детском саду – это отдельный пласт общества. Одаренные дети не понимают, почему им так трудно найти общий язык со сверстниками в разговорах или играх. Они ищут точки соприкосновения, стараются предложить детям свои правила игры, но они обычно не доступны для восприятия большинства. Таких детей не так много (один или два ребенка на всю группу). Как правило, одаренные дети быстро понимают собственное превосходство. Из-за этого они становятся или лидерами, или отталкивают от себя всех окружающих, становясь изгоями.
Став лидером, ребенок ощущает свое превосходство перед остальными и старается утвердиться среди других детей, и подчинить их своему влиянию. Иногда по этой причине группа детей напоминает отдельное сообщество. В некоторых случаях ребенок вступает в партнерство с воспитателем. Например, умея отлично разговаривать, он может подсказать педагогу, что именно желает малыш.
Также встречаются случаи, когда родители, отлично понимая уникальные способности своего ребенка, воспитывают его в неправильном направлении. Они постоянно говорят ему об исключительности его знаний и умений, ставя его выше всех остальных детей. Любой психолог назовет такое воспитание неправильным. Ребенок должен в первую очередь стать частью общества, а уже после этого сможет раскрыть себя.
Из-за такого воспитания некоторые одаренные дети в детском саду ведут себя ужасно. Они обособляются ото всех и всегда стараются поступать по собственному желанию. В группе таких детей можно видеть играющими отдельно и, не интересующимися поведением окружающих.
Одаренные дети часто предпочитают дружбу со взрослыми.
Итак, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:
·           На занятиях все легко и быстро схватывают;
·           Знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники и не догадываются;
·           Быстро запоминают услышанное или прочитанное;
·           Решают сложные задачи, требующие умственного усилия;
·           Задают много вопросов, интересуются многим;
·           Оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;
·           Очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на все новое и неожиданное.
Это типичные черты одаренных детей
Вынужденные заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательный интерес, желание заниматься.
Чтобы этого в детском саду не произошло, работу с одаренными детьми нужно строить с учетом их индивидуальных особенностей.
На занятиях необходимо достигать большей мыслительной логической деятельности; решать задачи, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений; развивать наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности. Занятия должны содержать индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей.
При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Для этого необходимо создать такую проблемную ситуацию, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Детям нужно предлагать задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений.
Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Наиболее существенным фактором успешности работы педагога является глобальная личностная характеристика – система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
По мнению некоторых исследователей, поведение воспитателя для одаренных детей должно отвечать следующим характеристикам:
·           он разрабатывает гибкие, индивидуальные программы;
·           создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в коллективе;
·           предоставляет детям обратную связь;
·           использует различные стратегии обучения;
·           способствует формированию положительной самооценки ребенка;
·           уважает его ценности;
·           поощряет творчество и работу воображения;
·           стимулирует развитие умственных процессов высшего уровня;
·           проявляет уважение и индивидуальность ребенка.
Воспитатель, работающий с одаренными детьми, меньше говорит, меньше дает информации, устраивает демонстрации и реже решает задачи за детей. Вместо того чтобы самому отвечать на вопросы, он предоставляет это детям. Он больше спрашивает и меньше объясняет.
Заметны различия в технике постановки вопросов. Одаренным детям больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Воспитатель провоцирует детей выходить за пределы первоначальных ответов и гораздо чаще пытается понять, как дети пришли к выводу, решению, оценке.

Март 2021