Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОГО ПРИЮТА

Володина Ольга Владимировна,
социальный педагог,
ГБУ «Старооскольский центр
развития и социализации детей
физкультурно-спортивной
направленности «Старт»,
г. Старый Оскол
Вопросы финансовой грамотности детей в образовательных организациях, являются актуальными. Из-за недостаточности финансовых знаний и умения применять их на практике дети не могут использовать как традиционные, так и появившиеся недавно благодаря информационным и цифровым технологиям продукты и услуги финансового рынка.
Очень сложно ориентироваться в сфере экономических отношений воспитанникам детских домов и социальных приютов. Они не умеют выполнять даже самые необходимые для жизнедеятельности действия, заботиться о своих потребностях, ориентироваться в социуме: не знают, как оплатить коммунальные услуги, как обратиться за помощью в различные службы обслуживания населения, не способны искать способ решения в затруднительных ситуациях. Дети, оставшиеся без попечения родителей имеют пассивную жизненную позицию. Это объясняется тем, что на протяжении всего времени пребывания в детском доме они живут на всем готовом, их обеспечивают одеждой, едой, канцелярскими и иными товарами. В таких условиях дети быстро становятся потребителями.
Каждый выпускник социального приюта попадает в условия, когда ему необходимо отвечать за себя, самому без подсказки строить свою жизнь. Отсутствие опыта приводит к тому, что вчерашние воспитанники не умеют планировать свой бюджет, грамотно распоряжаться денежными средствами, не владеют знаниями о социально-экономической сфере жизни человека.
Поэтому выпускников необходимо подготовить к решению финансовых задач, научить их взаимодействию с различными финансовыми институтами (налоговой системой, фондами, банками) и финансово грамотному поведению в повседневной жизни.
Целью формирования экономической грамотности у воспитанников социального приюта является «формирование умений и навыков для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами».
С этой целью целесообразно проводить воспитательские часы и часы общения на данную тему. Например: «Экономика домашнего хозяйства». В ходе занятий по финансовой грамотности воспитанники рассчитывают общий доход, планируют расход, делают накопления, приумножают сбережения, рассчитывают коммунальные платежи, учатся рационально вести домашнее хозяйство. Таким образом, формирование психологии бережливости, воспитание чувства хозяина необходимо начинать с младшего возраста и продолжать до выпуска ребят.
В ходе формирования финансовой грамотности воспитанники социального приюта повышают уровень финансовой грамотности на онлайн-уроках.Данные уроки способствуют формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений.
Таким образом, экономическая грамотность — это знания, умения и навыки, способствующие эффективной социализации воспитанника в современных социально-экономических условиях, его самостоятельной жизнедеятельности, способности принимать правильные финансовые решения, стремлению к самостоятельному выстраиванию взаимоотношений в экономической области. Экономическая социализация — это процесс взаимодействия человека с социальной средой, в результате которого формируются качества личности как подлинного субъекта экономических отношений, т.е. усвоение и активное использование социального опыта в экономической сфере жизни.

Апрель 2021