учитель высшей категории
изобразительного искусства и технологии
МБУ «Школа № 2» г.о. Тольятти
В последние годы можно наблюдать следующую тенденцию – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут в руки различные инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия.
Народные промыслы России - огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений. Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, которые создавали своими руками сказочную красоту, в художественной форме выражали свое отношение к жизни, любовь к природе. Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.
О роли и значении народного декоративно – прикладного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Н.П. Сакулина, Р.Н. Смирнова) они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Народные традиции ремесел являются действенным средством формирования художественной, технологической культуры детей ввиду того, что в них современные мастера находят неисчерпаемый источник красоты, гармонии, целесообразности. В народных ремеслах, как и во всем декоративно-прикладном искусстве, сложившиеся традиции уже сами являются критериями прекрасного, того, что является фундаментом художественной культуры.
Нарушаемое в мире единство человека с природой, землей настоятельно заставляет обратиться к народной мудрости - памяти рода человеческого. А значит, возникает потребность восстановления истории народа, его образа жизни и творчества. Этими мотивами самосохранения объясняется тяга общества к таким традиционным художественным проявлениям как фольклор и ремесло, к их истории. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение.
Люди стремятся сохранить прошлое. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется.
С принятием ФГОС роль системы общего и дополнительного образования детей существенно возрастает. Она сочетает в себе воспитание, обучение, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности, правонарушений и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде, реализует программы духовно - нравственного и патриотического воспитания, научно-творческой и социально-проектной деятельности.
В профессиональной деятельности педагога всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у обучающихся.
Рабочая авторская программа «Возрождая - сохраняем» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного образования второго поколения по декоративно-прикладному искусству, на основании примерной программы внеурочной деятельности и на основе учебных программ по изобразительному искусству.
Цель программы: формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры современного школьника, развитие художественно-творческой активности.
Программа внеурочной деятельности, адаптирована, рассчитана на 4 года, с 5 по 8 класс, 1 час в неделю, построена так, чтобы дать школьникам представление о разных видах декоративно – прикладного искусства, значении их в жизни каждого человека. Начиная с увлекательного мира народной игрушки и заканчивая современными тенденциями декоративно-прикладного творчества. Состоит из тематических блогов, в которых учитываются возрастные особенности школьников:
5 класс – «Потешных дел мастера» - народные игрушки;
6 класс – «Не от скуки – на все руки» - художественная обработка древесины и природных материалов, бумаги;
7 класс – «Сокровища старого сундука» - народный костюм;
8 класс – «Дарите людям красоту» - современные направления в декоративно-прикладном искусстве.
Содержание программы
1. История развития народного искусства, его особенности, назначение. Демонстрация изделий ДПИ, репродукций, слайдов. Виды и структуры орнаментов. Орнамент в круге, в полосе. Цвет в узоре. Контрастные и родственные цветовые сочетания. Стилизация форм. Упражнения по стилизации, использование приема стилизации в изделиях ДПИ. Знакомство с видами и формами работы на занятиях. Инструктаж по технике безопасности при работе с инструментами и материалами.
2. Народные игрушки из природного материала (солома, шишки, мочало, береста). История развития игрушки в России. Знакомство с народными умельцами, их изделиями.
Народная глиняная игрушка. Творчество народных умельцев глиняной игрушки (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская, Тверская, Ярославская). Отличительные особенности формы и росписи. Изготовление барельефа по мотивам народных глиняных игрушек. Стилизация форм. Отделка изделий. Обжиг. Роспись. Символ в росписи игрушек. Самарская игрушка. Этнографическая кукла – создание куклы по исследовательским материалам.
История тряпичной куклы. Народный кукольный календарь. Изготовление кукол: Столбушка, Вепсская капустка, кукла - Благополучка, Рождественский ангел, Масленица, Вербная. Самостоятельное изучение технологической карты изготовления кукол других видов.
3. Художественная обработка древесины. Пластические и декоративные свойства древесины. Краткие исторические сведения о народных промыслах (Хохлома, Городец, Пермогорье). Характерные особенности росписей. Техника росписи деревянных изделий. Роспись гуашью и масляными красками. Элементы цветоведения (гамма цветов, контраст, нюанс). Работа с литературным материалом.
Лаковые художественные промыслы. Практическое применение. Характерные особенности и сходство лаковых миниатюр. Технология исполнения изделий Холуя, Палеха, Федоскино. Художественная обработка дерева: маркетри, пирография.
Понятие о видах резьбы (плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, скульптурная, домовая резьба). Материалы, применяемые для резьбы по дереву. Подготовка материала. Оборудование, инструменты и приспособления для резьбы по дереву. Профессия резчика по дереву. Геометрическая резьба. Техника выполнения двухгранных и трехгранных выемок.
Художественная обработка природных материалов. Природные материалы для плетения (рогоз, камыш, ива). Техника плетения формы.
4. Художественная обработка пластичных материалов. Техника «Тестопластика». Исторический обзор развития техники в России. Определение места изделий народного творчества в современном мире. Материалы и инструменты. Рецепт приготовления массы для лепки. Способы сушки и отделки изделий. Основы изготовления. Цветовой тон. Подбор красок и роспись изделий. Окрашивание теста. Технология лепки. Изготовление цветного теста. Работа по технологической карте.
Художественная керамика. Пластические свойства глины, способы лепки, приемы художественной обработки. Роспись изделий из керамики. Практическое применение.
5. Художественная обработка бумаги и картона.
Папье-маше – французская техника на службе русского народного творчества. Правила и способы выполнения изделий в данной технике. Изготовление формы. Роспись изделия. Практическое применение. Технология выполнения масок, игрушек, шкатулок.
Плетение из бумажных трубочек. Плетение корзинки из трубочек.
Мобили из бумаги. Технология художественного конструирования. Симметрия. Цвет в бумажной пластике. Изготовление выкроек и разверток. Пластические композиции. Изготовление объемных фигур и моделей. Прорезная пластика - приемы вырезания. Изготовление украшений для новогоднего интерьера.
Квиллинг, бумажная филигрань — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Техника скручивания бумажных полосок. Приемы выполнения композиций и объемных изделий.
6. Костюмы народов России. Краски народного костюма. Знакомство с народной одеждой Олонецких мастериц. Вологодские девчата. Ярославское узорочье. Рязанские мотивы. Гармония и блеск тверского костюма. Орловские ткачихи. Воронежский Жарелок.
Головной убор женщин древней Руси. Девичий венок. Символика цвета. Орнамент в народном костюме. Ткацких дел мастера, приемы ткачества пояса. Удивительная гармония Павловских платков. Роспись по ткани. Художественная обработка ткани. Ситцевые фантазии.
Мужской костюм Древней Руси. Доспехи древних славян (кольчуга, панцирь, шелом, щит). Обувь древних славян. Приемы плетения лаптей.
Опыт показывает, что через систему урочных и внеурочных занятий, направленных на приобщение детей к народной культуре у обучающихся формируются: напряженность внимания, впечатлительность, восприимчивость, интуиция, фантазия, дар предвидения, обширность знаний, уход от шаблона, оригинальность, упорство, самоорганизация, большая работоспособность. Реализуются индивидуальные художественные способности.
Обращение к народному искусству, включающему духовный опыт народа и выражающему его художественные и эстетические идеи, способствует возрождению в человеке чувства национальной гордости. Поэтому сохранение культурного наследия, народного искусства, его воспроизводство в современной жизни требует активного и творческого труда.
Для реализации названных подходов рекомендуется использовать технологию развития визуального мышления «Образ и мысль», технологию сотрудничества, включить в привычные формы организации занятий проектную и исследовательскую деятельность. Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Мозговой штурм является одним из методов критического мышления, направленного на активизацию умственной деятельности учащихся. При его применении реализуются деятельностный и личностно-ориентированный подходы.
Также декоративно – прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счетность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития математических представлений.
При рассматривании подлинных предметов декоративно – прикладного искусства формируется связная речь, правильность произношения, умение описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии. Творческое развитие обучающихся осуществляется через знакомство с изделиями народных ремесел и образцами дизайнерских разработок.
После того как учащиеся почувствуют красоту и своеобразие материалов, познакомятся с народным творчеством, можно приступать непосредственно к выполнению изделий. Наилучшие результаты получаются тогда, когда учащиеся сразу начинают работать в материале, осваивая на практике его особенности и художественные качества.
Практическая часть – предусматривает выполнение творческих работ и приобретение технологических навыков. Дети любят работать с разнообразными материалами, конструировать, выполнять вещи практического назначения. При этом обучающиеся учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес обучающихся.
За время реализации программы наша школа преобразилась, рекреации украшают творческие работы учащихся. Работы из ткани, соленого теста, шерсти, бумаги, дерева и даже бросового материала, нашли себе практическое применение.
Также мы принимаем участие в конкурсах и фестивалях различного уровня. Были неоднократно в Москве, Санкт-Петербурге, в Сочи, где представляли творческие проекты и завоевывали не только дипломы, но и интерес к нашим работам. Работая по старинным технологиям (соленое тесто, ляпочиха, народная игрушка) мы показываем, как эти технологии актуальны в настоящее время.
Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные. Используются виды деятельности: игра, труд, учёба, общение, творчество, конкурсы, выставки творческих работ, экскурсии.
Большое значение для духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся в процессе обучения, имеют экскурсии в музей народной культуры, краеведческий музей, по району, городу, осмотр памятников истории и культуры.
Сегодня центры народных промыслов, творческие мастерские, студии и другие объединения, способствуют ранней профессиональной ориентации. Накоплен уникальный опыт привлечения детей к занятиям народными ремёслами: проводятся мастер-классы, фестивали ведущими мастерами, дизайнерами и художниками нашего города. В городе Тольятти 70 зарегистрированных музеев, при совместной деятельности у учащиеся укрепится положительное отношение к родному городу, его истории и современному положению в стране, что ведет к повышению духовно-нравственного воспитания.
Это направление детского художественного творчества поддерживает традиции семейного уклада, вековую преемственность артельного мастерства, вносит реальный вклад в сохранение самопознания народов России.
Народное декоративно-прикладное искусство, как и народная культура региона в целом, сегодня является одним из системообразующих компонентов в содержании образования.
Приобщая школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в народных промыслах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека. При этом большое внимание уделяется воспитанию чувства прекрасного, желание своими руками сделать что-то красивое, необходимое обществу, школе, семье.
Гармонически развитый человек не может не стремиться жить и работать красиво. Важнейшее в воспитании детей, всегда имеющее непреходящее значение и очень актуальное в современных условиях - это бережное отношение к ценностям, созданным трудом человека и природой.
Список литературы
1. Волкова А.С. Эстетическое воспитание в процессе изучения народных промыслов. М., 1976. – 35-42 с.
2. Игнатов, В.С. Художественная культура России 19-20 в.в./ В.С. Игнатов. - М.: РГОТУПС. 2003. - 93 с.
3. Горшкова, В.В. Роль художественной деятельности в формировании личности школьника Текст. / В.В. Горшкова // Взаимодействие искусств в педагогическом процессе: межвуз. сб. науч. тр. Ленинград, ЛГПИ. - С. 87
4. Шпикалова Т.Я., Поровской Т.А. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. – М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.