Высшая школа делового администрирования
Конференции

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ

Ким Анна Валерьевна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Школа-интернат №8»,
г. Саяногорск
В соответствие с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержательный раздел адаптированной основной образовательной программы, содержит программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа духовно – нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Организация духовно-нравственного развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
·          воспитание гражданственности, патриотизма,
·          уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
·          воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно- нравственного поведения.
В современном мире в системе воспитания подрастающего поколения наиболее актуальными становиться вопросы нравственности.
Поэтому в своей работе особое внимание уделяю воспитанию духовно-нравственной личности, формированию духовного мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма.
Дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на усилия, принимаемые обществом с целью их обучения и воспитания, став взрослыми, оказываются неподготовленными к интеграции в социально-экономическую жизнь.
Задача учителя и состоит в том, чтобы, обеспечить в процессе различных видов деятельности и общения создание внутренних и внешних условий для продвижения ребенка с ограниченными возможностями в личностном становлении.
Наиболее способствуют этому урок чтения. Этот предмет, позволяет на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих учащихся.
Русская литература – основа воспитания. Именно литература создает ценности, необходимые душе. На уроках чтения эта идея реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества. В учебнике «Чтение» 5 класс (автор Малышева З.Ф.) включены рассказы, статьи, стихотворения о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны; о труде людей, их отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о жизни животных.
Важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Знакомясь в 5 классе с миром сказок, пословиц. Поговорок, загадок, пословиц, поговорок, загадок, ребята вместе познают удивительный мир волшебства, образности, точности языка. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, способность сопереживать, готовности помогать другому, самоотверженность, скромность и смиренность. Например, в сказке «Морозко» большая роль отводится таким качествах характера как: трудолюбие, доброта, терпеливость. На примере этих сказок раскрывается русский характер - смиренность и твердость духа одновременно. Башкирская сказка «Золотые руки» учит понимать, «мое богатство- в моих руках и в моем уменье», Татарская сказка «Три сестры» призывает… «Расти добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми. Такими, как младшая дочь, любите свою маму, помогайте ей во всем и всегда.» Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.
При изучении раздела «О друзьях-товарищах» у обучающихся формируется начальные представления о моральных нормах и правилах духовно- нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Например, в рассказе Ю.Яковлева «Рыцарь Вася» дети учатся милосердию, состраданию, заботе о ближнем. Важно уметь заметить, что «…под некрасивой, толстой оболочкой билось благородное сердце рыцаря…».
Интересно проходят уроки, посвящённые творчеству поэтов, воспевающих родную природу. Стихи Пушкина, Тютчева, Есенина, Бальмонта о красоте окружающего мира заставляют ребят по-новому взглянуть на, казалось бы, привычные картины природы.
В разделе «Картины родной природы» представлены произведения о природе, о животных. Дети знакомятся с замечательными авторами: Ф. Тютчев, К. Бальмонт, Г. Скребицки. С. Есенин, А. Пушкин, А. Толстой, М.М. Пришвин, А. Блок, И. Соколов – Микитов, И. Бунин, К. Паустовский и др. Изучение литературных произведений этих писателей обогатит и разовьет детей духовно, сформирует убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир - это общее богатство народов нашей страны, и богатство это надо хранить и преумножать.
В разделе «Спешите делать добро» все произведения учат милосердию, состраданию, радости и переживанию за других. Например, в рассказе В. Осеевой «Бабка» дети учатся уважению к пожилым людям. На примере мальчика Бори, который только после смерти своей бабушки понял, что не заслуженно, не справедливо относился к ней. В рассказах О. Бондарчук «Слепой домик», Н. Хмелик «Будущий олимпиец» мальчики решили помогать одиноким старикам, просто так безвозмездно, проявили заботу и милосердие к нуждающимся. А рассказ А. Платонова «Сухой хлеб» учит ребят состраданию к матерям, заставляет задуматься о труде матери, о её усталости. Учит жалеть и любить мать.
Хочется особо остановиться на изучении такого литературного жанра как басня. Это литературное произведение, которое носит поучительный сатирический характер. Действующими лицами в баснях чаще всего выступают животные: хитрая лиса, упрямый рак, глупая обезьяна. Под маской животных, героев басен, скрываются люди, со свойственными им недостатками. Тексты басен дают педагогу большие возможности для формирования нравственных и морально-этических качеств учащихся. В процессе работы над басней педагог учит школьников понимать и видеть, что в басне высмеиваются различные людские пороки: ложь, безнравственность, лень, глупость, хвастовство, невежество. Ситуации, описываемые авторами в баснях, очень жизненны, и поэтому у школьников есть возможность перенести их на современную жизнь, может быть, найти у себя или своих знакомых один из недостатков и постараться исправить его. Кроме этого, за счёт сатирических, иронических ноток басни обучающие учатся не только понимать человеческие пороки и исправлять их, но и смеяться над ними.
В результате изучения басен мною проводится словарная работа, выясняется смысл таких слов как «невежда», «ужимки», «сатира», «на руку не чист», «лесть», «льстец», «гнусный». Изучение лексического значения этих слов позволяет учащимся активно включаться в мыслительные процессы, содействует воспитанию у них высоких нравственных качеств. Например, басня «Ворона и Лисица» более сложна по замыслу и своим художественно-изобразительным средствам, в этой связи для ее полного понимания необходимы подготовительная работа, предварительное объяснение незнакомых слов и обязательное прочтение басни учащимися про себя. Дети отмечают, что характерной особенностью героев этой басни является неискренность, желание угодить друг другу, чрезмерная лесть. Учащиеся замечают и то, как постепенно нарастает в словах фальшь, лесть героев.
Ученики дают ответы на вопросы:
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона?
- Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы?
- Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы?
Прочитав эту басню, учащиеся должны понять поучительную мораль. На этом примере автор учит не верить льстецам, которые преследуя свои цели, идут на любой обман.
Изучая на внеклассном чтении произведения Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского я стараюсь вводить такие важные понятия, как дружба, взаимоотношения друзей, такт, чуткость, взаимовыручка. Рассматривая отрывок из сказочной повести Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», мы с детьми обсуждаем интересные и важные для них вопросы: что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным. Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило: к людям нужно относиться так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Чтение- учебный предмет, познавательная ценность которого очень высока: на таких уроках формируется нравственная позиция учащихся, прививается чувство любви к родному языку, через устную речь осмысливаются общечеловеческие ценности, воспитывается личность, с помощью языка происходит интеллектуальное развитие ребенка, усвоение всех других дисциплин. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то такие уроки станут поистине уроками «нравственного воспитания».
Апрель 2021