Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАБОТА В ДОУ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

Сорокина Марина Григорьевна,
воспитатель старшей группы,
Вишневский ДС
с. Вишнево
Недалеко, то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.
Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.
Что же такое - экология?
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.
Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.
За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Комплексные: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «От рождения до школы», «Кроха». Парциальные (экологические): «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Мы», «Юный эколог».
Задачи экологического воспитания и образования детей:
1. Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;
2. Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
3. Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;
4. Воспитание самостоятельности через общение с природой;
5. Воспитание эстетических чувств;
6. Воспитание любви к природе, родине;
7. Развитие воображения, мышления, внимания, речи.
Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится
по 3-м блокам:
• специально организованное обучение в форме занятий;
• совместная деятельность взрослого с детьми;
• свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы по экологическому воспитанию и образованию:
• Проведение экологических праздников
• Наблюдения на прогулках
• Занятия
• Календари природы
• Работа с родителями
• Игровая деятельность
• Музыкальная деятельность
• Труд в уголке природы
• Организация исследовательской деятельности
• Экскурсии в природу
• Художественная деятельность

Методы работы по экологическому воспитанию и образованию.
Словесные методы:
• Рассказы воспитателя
Воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы
• Беседы
Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
• Художественная литература
Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе
Наглядные методы:
Наблюдение
Картины
Показ моделей
Календари природы
Практические методы:
Труд
Опыты
Моделирование
Поисковая деятельность, квесты
Экскурсии
Занятия по экологии бывают:
• занятия-наблюдения за животными и растениями;
• занятия по классификации представлений о природе;
• занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;
• занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;
• занятия-исследования;
• занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;
• комплексные занятия.
На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:
• решение проблемных ситуаций;
• элементарное экспериментирование;
• работа с моделями;
• моделирование;
• игры;
• наблюдение;
• постановка проблемных вопросов;
• участие детей в уходе за растениями и другое.
В детском саду применяются следующие виды игр:
1. Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.
2. Предметные игры: (с листьями, семенами, цветами) «Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».
3. Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы
4. Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».
5. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух»и т. д.
6. Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.
7. Игры-задания проводятся как итог наблюдений:
• сказки-кроссворды о животных;
• отгадай загадки и узнай героев;
• найди ошибки у художника, поэта;
• может так быть или нет и др.
Работа с родителями
Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:
• проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др);
• выезды с детьми на природу;
• участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
• совместное озеленение территории детского сада;
• тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;
• наглядная информация;
Закончить свое выступление хочется словами В. А. Сухомлинского:
«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».
Апрель 2021