Конференции

    РАБОТА В ДОУ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

    Сорокина Марина Григорьевна,
    воспитатель старшей группы,
    Вишневский ДС
    с. Вишнево
    Недалеко, то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.
    Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.
    Что же такое - экология?
    Экология - это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.
    Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.
    За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Комплексные: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «От рождения до школы», «Кроха». Парциальные (экологические): «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Мы», «Юный эколог».
    Задачи экологического воспитания и образования детей:
    1. Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;
    2. Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
    3. Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;
    4. Воспитание самостоятельности через общение с природой;
    5. Воспитание эстетических чувств;
    6. Воспитание любви к природе, родине;
    7. Развитие воображения, мышления, внимания, речи.
    Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится
    по 3-м блокам:
    • специально организованное обучение в форме занятий;
    • совместная деятельность взрослого с детьми;
    • свободная самостоятельная деятельность детей.
    Формы работы по экологическому воспитанию и образованию:
    • Проведение экологических праздников
    • Наблюдения на прогулках
    • Занятия
    • Календари природы
    • Работа с родителями
    • Игровая деятельность
    • Музыкальная деятельность
    • Труд в уголке природы
    • Организация исследовательской деятельности
    • Экскурсии в природу
    • Художественная деятельность

    Методы работы по экологическому воспитанию и образованию.
    Словесные методы:
    • Рассказы воспитателя
    Воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы
    • Беседы
    Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение.
    • Художественная литература
    Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе
    Наглядные методы:
    Наблюдение
    Картины
    Показ моделей
    Календари природы
    Практические методы:
    Труд
    Опыты
    Моделирование
    Поисковая деятельность, квесты
    Экскурсии
    Занятия по экологии бывают:
    • занятия-наблюдения за животными и растениями;
    • занятия по классификации представлений о природе;
    • занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;
    • занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;
    • занятия-исследования;
    • занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;
    • комплексные занятия.
    На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:
    • решение проблемных ситуаций;
    • элементарное экспериментирование;
    • работа с моделями;
    • моделирование;
    • игры;
    • наблюдение;
    • постановка проблемных вопросов;
    • участие детей в уходе за растениями и другое.
    В детском саду применяются следующие виды игр:
    1. Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.
    2. Предметные игры: (с листьями, семенами, цветами) «Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».
    3. Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы
    4. Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».
    5. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух»и т. д.
    6. Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.
    7. Игры-задания проводятся как итог наблюдений:
    • сказки-кроссворды о животных;
    • отгадай загадки и узнай героев;
    • найди ошибки у художника, поэта;
    • может так быть или нет и др.
    Работа с родителями
    Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:
    • проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др);
    • выезды с детьми на природу;
    • участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;
    • совместное озеленение территории детского сада;
    • тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;
    • наглядная информация;
    Закончить свое выступление хочется словами В. А. Сухомлинского:
    «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир».
    Апрель 2021