инструктор по физической культуре,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение "Детский сад № 18 комбинированного вида",
г. Гатчина, Ленинградская область
«Высшей целью и основным содержанием взаимодействия с родителями должен быть ребенок, а не образовательная программа».
Л.В. Михайлова-Свирская
Актуальность.
Реализация национальных проектов в образовании касается и дошкольных учреждений. Педагогические инновации в дошкольном образовании - это требование времени. От эффективного освоения инноваций в ДОУ зависит качество воспитательной и образовательной деятельности.
В течение последних лет наше дошкольное учреждение работало над проектом, предназначенным для педагогов дошкольных учреждений, заинтересованных в создании партнерских отношений с родителями воспитанников и расширении кругозора детей для успешной социализации их в школьное общество. Какими бы ни были инновации в дошкольном образовании, в школе и в учреждениях дополнительного образования, они ориентированы на личность ребенка, на его гармоничное развитие. Целью таких новшеств должна стать уверенность ребенка в себе и собственных силах.
Переосмысление всей работы с учетом новых федеральных государственных образовательных стандартов гарантирует успех, если он определяется продуманной системой организации учебного процесса и деятельности детей, построенной на основе комплексной диагностики, организации образовательной среды, инновационном подходе к использованию традиционных методов в образовании и воспитании дошкольников. Анализ и оценка показателей работы с семьей в ДОУ позволили выявить проблемы и скорректировать основные направления работы. Одним из таких направлений является использование цифровых технологий.
Цифровые технологии прочно вошли в жизнь современного общества. Цифровые образовательные технологии все чаще используются в дошкольных и школьных образовательных учреждениях для достижения определенных педагогических целей. Компьютер, планшет, телефон, интерактивная доска – стали необходимым средством повышения эффективности образовательного и воспитательного процесса. Передача государством ответственности за воспитание здорового ребенка с образовательных учреждений на родителей требует создания партнерских отношений между родителями и педагогами. При этом на педагогов ложится планирование, организация и сопровождение деятельности родителей и детей. Педагог опосредованно, через родителей, поддерживает и курирует детскую деятельность, ставя перед участниками образовательного процесса постепенно усложняющиеся задачи. В нашей работе мы представляем опыт работы по использованию цифровых технологий при взаимодействии с семьями воспитанников для более полного и гармоничного дошкольного образования. Данная работа содержит анализ закономерностей и особенностей работы с цифровыми технологиями, включает в себя формы использования средств и возможностей цифровых платформ для работы педагогов на более современном уровне.
Введение.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 — 2025 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года, включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», нацеленный на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от дошкольных образовательных учреждений обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Потребности и интересы детей и родителей учитываются во всех основных нормативных документах, ставя перед образовательными учреждениями задачи на перспективу. Выступая на Окружном совещании Южного образовательного округа «Управление качеством образования в Ленинградской области. Реализация национальных проектов в образовании» весной 2019 года с докладом «Об опыте организации работы по вовлечению родителей в учебно-воспитательную деятельность образовательных организаций» мы говорили об опыте работы с родителями. Глобальные изменения произошли в средствах взаимодействия с семьей за это короткое время.
Изменения, произошедшие в нашем обществе, изменили и формы работы с родителями в дошкольном учреждении. Родителями детей, посещающих в настоящее время дошкольные учреждения, являются дети, родившиеся в 80 – 90-х годах. Сложное время крушения советского уклада жизни наложило отпечаток на воспитание и мировоззрение современных родителей. Поколение восьмидесятых – девяностых социологи и психологи называют иногда «потерянным поколением». Не все смогли найти свое место в жизни. Такие родители часто отличаются неумением находить компромисс в отношениях, инфантильностью, нежеланием брать на себя ответственность, часто без причины циничны и агрессивны. Наблюдается тенденция самоустранения родителей от воспитания детей. Современный ребенок также отличается от того образа, к которому привыкла основная часть педагогов. Общение в семье складывается из указаний или потаканий. Дети или загружены выше нормы занятиями в секциях и клубах, или предоставлены себе или «гаджетам». Это, как правило, не приносит положительных результатов.
Отсюда вытекает одна из самых сложных проблем современного образования – взаимодействие с семьей. Изменение в обществе отношения к ответственности родителей за своих детей меняет и систему взаимоотношений. Теперь это: «ребенок – родитель – педагог». Детский сад берет на себя роль педагога не только для ребенка, но и для его родителей, чтобы заинтересовать семью совместной деятельностью, сделать из пап и мам союзников в совместной работе.
Дошкольным учреждениям для взаимодействия с семьей в новых условиях приходится искать современные нестандартные формы работы, которые помогут родителям стать детям настоящими друзьями и наставниками. Приоритетность семейного воспитания, вовлечение родителей в совместную образовательную деятельность, открытость образовательного процесса, поддержка родителей в укреплении и охране жизни и здоровья детей, использование средств современной коммуникабельности - основа сотрудничества детского сада и родителей. Педагоги успешно реализуют просветительскую, образовательную, воспитательную, развивающую, информационную, организационную и координирующую функцию на основе уважения и выстраивания диалога между родителями и дошкольным учреждением.
Изменение социальных условий в стране в связи с начавшейся пандемией, которые коснулись и дошкольных учреждений, только за последний год внесло в работу с родителями значительные коррективы. Познавательная, исследовательская, образовательная и игровая деятельность детей были перенесены исключительно в домашнюю обстановку. Дошкольные учреждения перешли на дистанционную работу. Использование цифровых технологий стало для педагогов насущной необходимостью, а для детей - повседневным занятием для получения новых знаний и впечатлений.
Существенно изменились и направления работы.
Направления работы ДОУ в зоне цифровых технологий.
1.Повышение компетенции педагогов в использовании цифровых технологий для расширения образовательного пространства в ДОУ и мотивации педагогов к презентациям опыта работы на цифровых площадках разного уровня.
1) Обучение на курсах ИКТ (информационно - коммуникативных технологий).
2) Взаимоконсультирование и взаимопомощь в овладении средствами ИКТ.
3) Участие в вебинарах, конференциях и конкурсах разного уровня.
2. Создание условий для использования ИКТ.
3. Создание условий для взаимодействия с родителями в цифровом прострнстве.
1) Создание личных сайтов или групп на цифровых платформах «вконтакте». «инстаграм», «ватцап», «вайбер».
2) Внедрение дистанционных образовательных технологий с использованием «Системы дистанционного обучения Института развития образования.
4. Обеспечение взаимодействия специалистов ДОУ с родителями в цифровом пространстве.
1) Обмен информационным образовательным материалом.
2) Обсуждение актуальных вопросов воспитания.
Планируемый результат взаимодействия ДОУ с семьей при эффективном использовании цифровых технологий и платформ.
1.Рост мотивации педагогов к обучению и внедрению в свою деятельность информационно - коммуникационных технологий.
2.Организация на базе ДОУ практических мероприятий с показом непосредственной образовательной деятельности.
3.Расширение развивающей среды ДОУ за счет создания банка обучающих программ, совместных проектов, методических и дидактических материалов.
4.Родители и воспитанники ДОУ вовлечены дистанционно непосредственно в образовательный процесс.
Обеспечение взаимодействия педагогов с родителями ДОУ при использовании цифрового пространства
1.Кадровое:
Все педагоги ДОУ прошли обучение по ИКТ.
2.Материально-техническое:
1) В каждой группе ДОУ имеется компьютер (ноутбук), интерактивная доска, выход к интернет-ресурсам.
2) В ДОУ имеется: «Умный пол», 2 мультимедийных проектора, МФУ (принтер, сканер, копир).
3. Информационное:
1) Сайт ДОУ, неоднократный победитель всероссийских конкурсов сайтов.
2) Группы и сообщества педагогов ДОУ на различных цифровых платформах в информационном пространстве интернета.
Этапы работы по освоению цифрового пространства при работе с семьей педагогами ДОУ:
1 этап - 2017-2020гг.
1. Определение задач по взаимодействию с родителями в условиях тотального освоения и использования населением цифрового сетевого пространства.
2. Открытие групп на цифровых платформах, пользующихся повышенным спросом у населения в каждой группе дошкольного учреждения.
3. Открытие групп на цифровых платформах, пользующихся повышенным спросом у населения специалистами дошкольного учреждения.
4. Расширение сферы влияния в информационном пространстве Сайта дошкольного учреждения за счет повышения компьютерной грамотности педагогов и родителей.
5. Повышение квалификации сотрудников дошкольного учреждения в сфере использования цифровых технологий после прохождения различных курсов по ИКТ.
6. Расширение сферы влияния в информационном пространстве групп дошкольного учреждения, организаторами которых являются специалисты и воспитатели ДОУ, за счет взаимодействия с другими группами педагогической направленности на различных цифровых платформах интернета.
2 этап – 2020 – 2025гг.
1. Использование существующих в Сети Сайтов и Групп для расширения контактов с заинтересованными в содружестве с дошкольным учреждением родителями и участниками сетевых сообществ.
2. Расширение информационного поля существующих в ДОУ сетевых Групп для знакомства родителей с течением образовательного процесса в дошкольном учреждении и повышения их образовательного уровня.
3. Открытие новых групп на цифровых платформах специалистами дошкольного учреждения для привлечения родителей к взаимодействию в образовательном процессе ДОУ, повышения их образовательного уровня, активного вовлечения в жизнь города или поселения.
4. Повышение оценки компетентности педагогов, полезности предоставляемых сведений и образовательной информации для широкого круга родителей и заинтересованных участников различных сетевых сообществ.
5. Массовое привлечение родителей в организованные группы для тесного сотрудничества в сфере образования и воспитания детей.
6. Массовое привлечение специалистов различных направлений образовательного и оздоровительного процессов дошкольного образования в организованные группы для тесного сотрудничества в сфере образования и воспитания детей в ДОУ.
Второй этап – привлечение в союзники родителей - ориентирован на помощь во взаимодействии педагогов и родителей, соотнесение его с имеющимся опытом, выделение педагогами и родителями зон особого внимания.
Этап проектирования призван решать задачи внедрения «Проекта повышения эффективности взаимодействия педагогов и родителей», поиска эффективных методов и форм преодоления трудностей во взаимодействии, составления программы комплексной деятельности воспитывающих взрослых, направленной на развитие новых отношений между садом и семьей.
Этап реализации проекта и его мониторинга характеризуется изучением качества взаимодействия, сбором и систематизацией данных, позволяющих определить качество взаимодействия педагогов и родителей.
Этап анализа включает анализ и оценку степени значимости взаимодействия, определение степени и причин несоответствия во взаимодействии и его качества.
Как дети, так и их родители, нуждаются в педагогах, владеющих иными, более совершенными способами взаимодействия; в педагогах, желающих протянуть руку помощи, готовых к созиданию школы жизни не только для детей, но и для воспитывающих взрослых, на уроках которой родители и педагоги будут думать о миссии родителя, ребенка; о родительской любви и сердечности, об ответственности за слова, которые мы говорим друг другу; о самопознании, самовоспитании и самосовершенствовании. (Л. Депутатова. Вебинар: «Новые технологии, новые возможности»).
Ступени развития взаимоотношений в информационном пространстве группы или на сайта образовательного учреждения.
1 ступень. Открытие группы. Определение целей и задач. Приглашение к сотрудничеству. Период завоевания доверия. Оценка компетенции педагога или педагогов. Оценка и анализ уровня социализации родителей и их заинтересованности во взаимодействии.
2 ступень. Знакомство с ожиданиями и достижениями сторон (педагогов и родителей) в сфере воспитания ребенка. Роль блиц-опросов. Активное восприятие, анализ и оценка.
3 ступень. Прояснение ожиданий. Выяснение родителями и педагогами ожиданий от сотрудничества: предъявление и обсуждение своей роли и роли другого в решении задач воспитания ребенка.
4 ступень. Согласование. Согласование точек зрения и прогнозирование развития взаимодействия семьи с дошкольным учреждением с опорой на ответственность сторон.
5 ступень. Проектирование взаимодействия. Совместное создание программы и плана взаимодействия в решении проблем и участия в образовательном процессе.
6 ступень. Активная работа в группе.
7ступень. Социально-педагогический мониторинг. Постоянное наблюдение за развитием взаимоотношений («родители - дети», «педагоги - дети», «педагоги – родители»). Оценка получаемых результатов, уточнение плана взаимодействия.
Причины неэффективного освоения преподавателями ДОУ сетевого пространства в дистанционной работе с родителями.
1.Недостаточное развитие сетевой базы ДОУ, отсутствие доступа в интернет на всей территории дошкольного учреждения, постоянные сбои сетевой коммуникации.
2. Отсутствие и старение программного обеспечения в ДОУ, отсутствие программиста – наладчика.
3. Невозможность финансового обеспечения и содержания технической базы, оплаты обучения сотрудников на курсах ИКТ, возникновения различных дополнительных расходов.
4. Личностные особенности сотрудников дошкольного учреждения, недостаточная компетентность педагогов, негативное отношение к использованию оборудования, отсутствие материальной и социальной заинтересованности, особенности взаимодействия в коллективе.
5. Неэффективное использование сетевого оборудования в силу чрезвычайной загруженности педагогов, карантинных мероприятий.
6. Несогласованность планирования мероприятий отдельными педагогами ДОУ с общим планом работы дошкольного учреждения по работе с родителями.
7. Непродуманность стратегического планирования в ДОУ по вовлечению родителей в образовательный процесс, привлечению их к участию в мероприятиях различного уровня.
8. Отсутствие «обратной связи», несформированность доверия к личности педагога или информации, публикуемой в группе.