Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

МАСТЕР-КЛАСС ПО ТЕМЕ «ТЕХНОЛОГИЯ РКМЧП В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

Бугинова Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
МКОУ СОШ №1 им.Г.С.Фатеева
с. Красногвардейского Ставропольского края
В числе основных критериев профессионализма педагога признаются его рефлексивные компетенции, способность к обобщению и распространению собственного опыта. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают мастер-классы. Их преимущества как формы профессионального общения заключаются в том, что 1) идея проведения мастер – класса практико- и компетентностно-ориентирована; 2) мастер-класс – одна из интерактивных форм профессионального взаимодействия педагогов.
Формат мастер-класса предполагает представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приемам и формам. Поэтому в качестве примера демонстрации приемов эффективной работы участникам был предложен мастер-класс по теме «Технология РКМЧП в деятельности учителя начальных классов».
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» разработана Международной ассоциацией чтения университета Северной Айовы и колледжей Хобарда и Уильяма Смита в конце 20 века. Авторы программы – Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит – члены консорциума «За демократическое образование». С 1996 года данная технология прошла апробацию в школах многих стран. В российской педагогической практике технология применяется с 1997 года.
Создатели технологии модифицировали идеи свободного воспитания (А.Ковальчукова) и творческого саморазвития личности (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, Дж. Дьюи, Ж. Пиаже, М. Монтессори), деятельностного подхода к обучению (А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), принципы личностно-ориентированного образования (Э.Фромм, К. Роджерс, Э.Н.Гусинский, В.В. Сериков, Е.В. Бондаревская), а также идеи эвристического обучения (А.В. Хуторской) и довели их до уровня технологии.
Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач. Используется в различных предметных областях и для учащихся разных возрастных групп. Элементы новизны содержатся в методических приемах, способствующих развитию каждой личности.
Технология РКМЧП позволяет решать задачи:
·          Образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала.
·          Культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров.
·          Информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности.
·          Социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание.
В основе указанной технологии лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогике название дидактического цикла, а в указанной технологии – «вызов – осмысление - рефлексия».
Вызов (EVOCATION)
·          Актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме.
·          Пробуждение интереса к изучаемой теме.
·          Обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.
·          Побуждение ученика к активной деятельности.
Осмысление (REALIZATION OF MEANING)
·          Активное получение новой информации.
·          Осмысление новой информации.
·          Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
·          Отслеживание процесса познания и собственного понимания.
Рефлексия (REFLECTION)
·          Целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации.
·          Выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
·          Выявление еще непознанного.
·          Анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций.
·          Поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов»)
Ограничения (недостатки):
·          Подготовка текстов специального содержания.
·          Невысокий уровень сформированности у обучаемых умений самостоятельной работы.
·          Нехватка времени на уроке для прохождения всех трех стадий в обучении, что является непременным условием.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. В технологии РКМЧП используются разные методы и приемы, применяемые как на определенном этапе, так и в качестве стратегии ведения урока в целом. Приведенные ниже приемы можно эффективно использовать при обучении русскому языку.
Прием «Корзина идей» можно использовать при актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме. На доске прикрепляется значок корзины, в которую условно собирается то, что ученики знают об изучаемой теме.
Прием «Составление кластера» заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания. Он связан с приемом «Корзина идей». Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся какого – либо понятия, явления, события систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое понятие.
Прием «Верные и неверные утверждения» предполагает ряд утверждений по определенной теме. Учащиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или интуицию.
Прием «Знаю – хочу узнать – узнал» - это работа с таблицей.

Знаю

Хочу узнать

Узнал


При изучении темы учащиеся заполняют 1 графу таблицы. После обсуждения полученных результатов для устранения пробелов в собственных знаниях заполняют 2 графу. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока и заполняют 3 графу.
Прием «Написание синквейна». Синквейн (с франц. - пять строк) – это пятистрочная строфа стихотворения, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Пишется по определенным правилам:
1.         На первой строчке записывается одно словосуществительное. Это тема синквейна.
2.         На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3.         Третья строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4.         На четвертой строчке размещается фраза (афоризм, цитата, пословица), состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме.
5.         Пятая строчка включает словорезюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию.
Прием «Толстые и тонкие вопросы» может быть использован на любой стадии урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы; на стадии осмысления – вопросы по ходу чтения, слушания; на стадии рефлексии (размышления) – демонстрация понимания пройденного. “Толстые и тонкие вопросы” могут быть оформлены в виде таблицы.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто...? Что...?

Когда...? Может...?

Будет...? Могли...?

Как звать...?

Было ли...?

Согласны ли вы...?

Верно ли...?

Дайте три объяснения: почему?

Объясните: почему...?

Почему вы думаете...?

Почему вы считаете...?

В чем различие...?

Предположите: что будет, если...?

Что, если...?


По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В левой колонке - вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Таблицы толстых и тонких вопросов могут стать основой для исследований, дискуссий, эссе.
Прием «Ключевые слова». На стадии вызова по предложенным словам можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.
Прием «Лови ошибку». Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: 1) явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; 2) скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.
Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.
Прием «Пометки на полях» работает на стадии осмысления. Во время чтения учебного текста дается целевая установка: по ходу чтения статьи делать в тексте пометки. Учителю необходимо предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками, напомнить правила расстановки маркировочных знаков, обозначить время, отведенное на работу, проверить работу. Маркировочные пометки: знаком «V» отмечают информацию, которая известна ученику; знаком «+» отмечают новую информацию, новые знания; знаком «?» отмечается то, что осталось непонятно и требует дополнительных сведений. После прочтения текста учащиеся заполняют таблицу, количество граф которой соответствует числу знаков маркировки.

«V» - знаю

«+» - новое

«?» - есть вопросы


Данный прием требует от ученика активного и внимательного чтения. Использование маркировочных знаков помогает соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Прием «Написание эссе» реализуется на стадии рефлексии. Эссе - это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе - художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Это лишь небольшая часть методических приемов, связанных с формированием критического мышления. Технология развития критического мышления через чтение и письмо дает возможность личностного роста школьника, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность. Технология открыта для решения большого спектра проблем в образовательной сфере. Она представляет собой набор особых приемов и стратегий, применение которых позволяет выстроить образовательный процесс так, чтобы обеспечить самостоятельную и сознательную деятельность учащихся для достижения поставленных учебных целей. Помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.
Список использованной литературы
1.         Еремеева Е.М. Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку [Электронный ресурс]. – Доступ в режиме: http: // festival. 1september.ru/articles/580663/
2.         Планируемые результаты начального общего образования [Текст] / Под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
3.         Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. В 2 ч. Ч. 1. [Текст] – М.: Просвещение, 2010.
4.         Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Кафедра открытых образовательных технологий [Электронный ресурс]. – Доступ в режиме: http: // www.oot – kaf.ru / oot / rkmhp.html
5.         Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст]. – М.: Просвещение, 2010.
6.         Формы профессионального обучения педагогов: мастер-классы, технологические приемы [Текст] / автор-составитель Т.В.Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2008.
Апрель 2021