Высшая школа делового администрирования
Конференции

ВОСПИТАНИЕ ДУШИ ПОСРЕДСТВОМ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Мамонова Ирина Игоревна,
музыкальный руководитель,
МКДОУ "Детский сад №1" город Киров
Как много в современном обществе говориться о проблемах детей, о трудностях воспитании. Вместе с темпом жизни выросла и скорость движения, и если взрослые могут подстроиться, то детям это сделать намного тяжелее. Отсюда появляется нервозность, излишняя подвижность, возбудимость. Ведь дети ближе к природе, к естественному ходу времени. А листья на деревьях не стали появляться быстрее, цветы не распускаются, как в ускоренной перемотке видеофильма…
Помочь детям наладить, уравновесить своё внутреннее переживание жизни, согласуя с её внешним стремительным течением, найти гармонию может классическая музыка.
Сила музыки в её мощном влиянии на человека. А дети, как губка, поглощают ту музыку, которая их окружает. И поэтому важно самому понять и научить малышей понимать какая музыка развивает человека, делает его добрее, внимательнее к другим, а какая разрушает внутренний мир, действует раздражительно.
Всем известно о влиянии классической музыки на здоровье человека. Но я хочу поговорить о здоровье души, как более важном для человека, чем о физическом. В дошкольном детстве душа ещё только формируется, начинает созревать. Поэтому на мне, музыкальном руководителе детского сада, лежит особая миссия - воспитание души, привитие правильных, светлых образов добра, справедливости, терпения, благодарности, любви.
Я верю, что всё это можно воспитать в человеке с помощью чарующих звуков классической музыки. Об этом говорили великие личности прошлого, и высказываются современники: «Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья» (В. Бехтерев), «Любите и изучайте великое искусство музыки: оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее» (Дмитрий Шостакович), «Классическая музыка – она полезна как терапия, её нужно в качестве лекарства давать людям» (Денис Мацуев).
Сменив работу в музыкальной школе на должность музыкального руководителя в детском саду, планируя занятия, я обратила внимание на детей, которые во время звучания классической музыки зажимали уши, начинали нервничать, вести себя беспокойно. Помню, меня это поразило, и я поставила перед собой задачу разобраться в причинах такой реакции. Значит что-то настолько надломлено в ребёнке, в его внутреннем мире; и то, что для меня звучит благозвучно, гармонично, красиво - для него невыносимо!
Понаблюдав за этими детьми и опросив воспитателей, я узнала, что эти дети ведут себя агрессивно, распущены в словах, в поведении.
И тогда, изучив материал о влиянии классической музыки на здоровье человека, об «эффекте Моцарта», литературу по Вальдорфской педагогике (в частности – эвритмию), а также основываясь на собственной интуиции, я начала «лечение» малышей музыкой.
Конечно, я подобрала и использовала самую известную классическую музыку: П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, Э. Грига, А. Вивальди, В.А. Моцарта и других композиторов.
Эта музыка встречала детей на входе в музыкальный зал, звучала лейтмотивом героев на празднике, оформляла танцевальные композиции, служила основой для музыкального оркестра, сопровождала выход на концерт в музыкальную школу.
Также я выбрала к просмотру мультфильмы, снятые на классическую музыку и построила на этом материале целый блок занятий.
В моей работе очень важна эмоциональная составляющая, желание педагога увлечь детей, самой искренне восхищаться, уметь подметить выразительные музыкальные переходы, обороты, привлечь внимание на звучание тембра музыкального инструмента, смену лада, темпа.
Я с удовольствием и удовлетворением отмечала, как менялись лица детей во время звучания, какими красивыми становились их движения во время танца, сопровождаемые музыкой П.И.Чайковского, А.Хачатуряна, Г.Свиридова и других композиторов.
Детям стала нравиться «такая» музыка, они испытывали радость, когда слышали её. Конечно, это отразилось и на поведении: баловники стали спокойнее, культурнее, вежливее. Проводя консультации с родителями, призывала их и дома прослушивать рекомендованную мной классическую музыку. А самое удивительное – ко мне стали подходить родители и благодарить за музыкальные занятия. Сейчас я получаю благодарственные письма.
Кульминацией этого «эксперимента» стал инициированный мной и организованный нашим детским садом совместный массовый выход детей и родителей на балет П.И. Чайковского «Щелкунчик», поставленный Школой классического танца г. Кирова и Вятским симфоническим оркестром. То состояние восторга, которое осталось в душах и сердцах 130 воспитанников и их родителей после посещения балета, дорогого стоят. Надеюсь, они сохранят его долгие годы.
В настоящее время я продолжаю трудиться в детском саду и, конечно, знакомлю детей с классической музыкой, используя те же приёмы. И сейчас среди 12 групп нет ни одного ребёнка, который бы избегал прослушивания классической музыки! Мои воспитанники, как и я, любят эту музыку и радуются ей.
Сейчас я готовлю проект «Классическая музыка в группе». Хотелось бы, чтобы уже в раздевалке при приёме детей звучало, например, «Утро» Э.Грига, настраивая детей на мирный, дружелюбный тон. А также в режимные моменты, если вдруг в группе стало шумно, сделать паузу: как здорово лежать на полу «звёздочкой» и слушать прекрасную музыку!
Воспитание классической музыкой облагораживает души, снимает «толстокожесть», утончает чувства ребёнка настолько, что он становиться восприимчивым к прекрасному, к истинным ценностям: доброте, уважению, терпению, благодарности и любви! И, самое главное, обрести гармонию между внешним и внутренним миром маленького человека.
Я в этом глубоко убеждена!
Апрель 2021