Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДЕ

Озерова Ирина Олеговна,
Преподаватель,
ГБПОУ СКИК,
г. Сызрань
В наше время России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей учебных заведений, а, следовательно, и нас учителей. Развитие творческих способностей – это непрерывный процесс, который проходит через все этапы развития личности ученика, побуждающий инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для того чтобы творческий потенциал мог активизироваться нужно создать определённые условия, прежде всего ввести обучающегося в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в деятельности из предпосылок рождаются и развиваются способности. Именно во внеурочной деятельности, имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
Современное образование должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на его личностном опыте. Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса развития творческих способностей учащихся необходимо остановиться на таких понятиях как «творчество», «способности» и «творческие способности». Что же такое творчество? Творчество – способность удивляться и познавать, умение находить выход в нестандартных ситуациях. Творчество – это нацеленность на открытие нового и способность к осознанию своего опыта. Творчество — это порождение новых идей, стремление научиться большему, думать о деле иначе и делать его лучше. Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией. Термин «способности» несмотря на его давнее и широкое использование в психологии, наличие в литературе достаточно точных его определений, весьма многозначен. Способности – индивидуально–психологические особенности личности. Являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. Уровень и степень развития способностей выражают понятия таланта и гениальности. Творческая деятельность – отношение субъекта деятельности к своему труду (удовлетворенность своей работой, стремление к самостоятельности в ее выполнении, положительная мотивация в ходе ее решения) и процесс решения творческих задач (самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую ситуацию, видения проблемы, видение новой функции известного объекта). Творческая деятельность – результат и одновременно важное условие дальнейшего развития личности, развития ее творческого потенциала. Психологи давно пришли к мнению, что все дети обладают самыми разнообразными творческими способностями. Творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке. При благоприятных условиях каждый обучающийся может проявить себя. Бесталанных детей нет. Задача состоит в том, чтобы выявить и развить эти способности в доступной и интересной деятельности. Что это значит развивать творческие способности? - Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения. - Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика. - В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь в познании. Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых целесообразно решение задач их воспитания и социализации. При организации внеурочной деятельности я ставлю перед собой следующую цель: создание условий для проявления и развития учеником своих интересов на основе свободного выбора, постижение им духовно-нравственных и культурных ценностей. Основными задачами при организации внеурочной деятельности являются: • усилить педагогическое влияние на жизнь учащегося в свободное время; • организация досуговой деятельности; • выявить интересы, склонности, способности, возможности; • создать условия для индивидуального развития в избранной сфере; • развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей; • создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков; • развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества; • расширять рамки общения с социумом; • воспитывать культуру досуговой деятельности.
Музыка играет большую роль в эстетическом развитии обучающийся. В процессе занятий пением игрой на фортепьяно высокий воспитательный потенциал. На занятиях раскрываются духовные ценности русских и зарубежных композиторов. В процессе занятий формируется эстетический вкус учащихся, у них развиваются певческие и инструментальные умения и навыки. Занятия позволяют приобщиться к интересному делу, которое внутренне обогатит их, уведёт в мир прекрасного, а в дальнейшем заполнит интересным творческим трудом в свободное от работы время. Ещё К.Э.Циолковский приоткрыл завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я открывал истины известные многим, затем стал открывать истины известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому ещё неизвестные». Это и есть путь становления творческих способностей. Моя обязанность помочь ребёнку встать на этот путь. В своей работе использую общедидактические принципы: - систематичность; - последовательность; - доступность; - наглядность; - активность; - индивидуальный подход; - от простого к сложному. Наряду с принципами использую и методы: - словесно-наглядные; - наглядно-практические; - практические; Стараюсь целенаправленно выявлять склонности учащихся, предлагаю им работать в соответствии с их интересами и возможностями. Я позволяю им самим выбирать и предлагать для исполнения произведения. Здесь я выступаю в роли помощника. А ученик – экспериментирует, вносит новшества, создает неповторимое произведение. Для успешного выполнения намеченных целей я учитываю возрастные и индивидуальные особенности учеников. Индивидуальные творческие особенности понятие широкое. Оно заключает в себе умение обучающегося своеобразно, по-своему выполнять задание учителя. Ученик проявляет свою фантазию, воображение, быстроту, умение владеть полученным навыком. Каждый обучающийся стремиться быть непохожим на других. Поэтому моей задачей является уделить внимание индивидуальным желаниям и требованиям ученика.
Основной принцип внеурочной деятельности – добровольность, поэтому содержание занятия отвечает индивидуальным устремлениям учащихся. На занятиях соблюдаю следующие принципы: - добровольность выбора репертуара, с учетом склонностей обучаемого; - опора на самостоятельную творческую инициативу учеников; - знакомлю с новыми видами творчества. Основное внимание на занятиях уделяю: - формированию практических умений и навыков - правильному подбору средств музыкальной выразительности к произведению - развитию самостоятельного подхода к исполнению произведения.
Повторение знаний и совершенствование умений осуществляем на разнообразных произведениях. Начинаем всегда с простых и небольших по объёму пьес или песен, так, чтобы ученики могли быстрее увидеть результат своего труда. Стараемся работать так, чтобы в каждом новом произведении ребята могли проявить самостоятельность, творческую инициативу, выдумку. Поэтому я нахожусь в постоянном творческом поиске, фантазирую, включаю в работу что-то новое. Построение занятий по вокалу и фортепиано: - В начале занятия беседа. - объяснение принципов певческого дыхания. - практическая часть – распевания, работа над дикцией и дыханием, разучивание мелодии (на занятиях по вокалу) работа над музыкальной фразой. -разучивание песни. Примерная структура занятия по фортепиано: 1. Организационная часть (2-3мин.) - объяснение (над чем будем работать сегодня); -упражнения-гаммы; -постановка руки; -разучивание произведения; -показ приёмов игры, используемых для разучивания данного произведения. Подведение итогов занятия: обсуждение того, что надо было сделать, что успели, почему успели меньше или больше. Оценивание работы: ученику следует показать положительные стороны его деятельности, а затем уже указать на недочёты, подсказывая способы их устранения. Занятия не только вооружают умениями и навыками, но и помогают осознать свою силу творца, будят творческую активность. Внеурочные занятия ценны и тем, что способствуют развитию индивидуальных склонностей обучаемого, приносят ему большое удовлетворение при индивидуальном исполнении того или иного музыкального произведения. Деятельность учащегося помогает ему стать: - инициативным; - последовательным; - усидчивым; - доводить начатое дело до конца; - самостоятельно решать поставленные задачи. Закрепив ряд творческих навыков и умений, учащиеся и в дальнейшем смогут с удовольствием заниматься различными видами музыкальной деятельности. Всё это подготовит к творческому отношению к своей деятельности, независимо от того, какую профессию ребенок выберет. В процессе творческой работы учащийся открывает для себя различные музыкальные понятия: форма, ритм и др. Это происходит на уровне подсознания без заучивания законов и правил. С развитием творческих способностей развивается и личность обучающегося. Ученики становятся активными, проявляют уверенность в своих силах. Занятия музыкой позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир. На своих занятиях я стараюсь пробуждать творческое начало, учить трудиться, помогаю ученику понять и найти себя для радостной, счастливой и полноценной жизни, сделать первые шаги в творчестве. Творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия. Это развивает волю, укрепляет внимание и память, воспитывает нравственно-волевые качества, совершенствуется мелкая моторика рук (игра на фортепьяно) что очень важно, так как это стимулирует развитие мышления ученика. Чтобы обучающийся представлял, что он делает и какой результат получится, я стараюсь направлять его практические действия. Но помню, что направлять – не значит ограничивать его строгими рамками, лишать свободы самовыражения, творческой активности и способов передачи своих чувств, ощущений, переживаний. Организуя деятельность, помню, что ребёнку трудно доводить начатое до конца. Для этого создаю положительную мотивацию: - Хочу научиться! - Могу научиться! - Я умею! Для стимулирования творческой деятельности важны выступления перед зрителями. Это заинтересовывает рученика в своей работе, у него появляется гордость за неё и уверенность в своих силах. Ребята, которые занимаются в музыкальных школах, училищах постоянно выступают на концертах, на различных конкурсах и фестивалях - окружных, всероссийских и международных.
Библиографический список
1.Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 243 с. 2.
2.Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества [Текст] / Л.Б. Ермолаева-Томина. – М.: Академический Проект, 2003. – 256 с
3. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. - М: Педагогический поиск, 1999.
Апрель 2021