Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Митяева Татьяна Николаевна,
учитель-дефектолог,
Дмитриева Любовь Алексеевна,
педагог-психолог,
МКДОУ «Детский сад №5»,
г. Обоянь Курской области
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.
В дошкольном образовательном учреждении духовно-нравственное воспитание является одним из основных направлений образовательного процесса. Выражаясь в патриотическом воспитании, оно выполняет задачу формирования любви к Родине и русскому народу.
Актуальной является работа по вовлечению родителей в духовно-нравственное воспитание детей. Взаимодействие с родителями необходимо, поскольку семья играет весомую роль во всех аспектах воспитания. Поэтому одним из направлений нашей работы является формирование чувств гражданственности и патриотизма, восстановление утраченных связей между поколениями.
Вот здесь на помощь приходит семья. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Воспитать духовно-нравственную личность в отрыве от семьи невозможно. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает «что такое хорошо и что такое плохо».
Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В работе с родителями важен принцип не параллельности, а принцип сотрудничества и взаимодействия.
Основными формами работы с семьей являются:
·           Совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка;
·           Экскурсии по городу;
·           Походы;
·           Посещение музея, Храмов, библиотеки, выставок;
·           Участие в различных семинарах, конференциях (родители, педагоги);
·           Участие в конкурсах, фестивалях, ярмарках;
·           Опросы родителей;
·           Анкетирование;
·           Тестирование (диагностика).
Ребенок без взрослого не всегда правильно решает различные жизненные задачи в повседневной жизни, боится взять на себя ответственность, не может исправить допущенную ошибку, проявляет волевые усилия в ситуациях выбора: «не хочу» и «должен», «можно» и «нельзя»; проявляет настойчивость, там, где не следует этого делать, не может сдерживать себя... Поэтому наша задача педагогов, родителей научить ребенка правильному поведению в обществе. Позволит это осуществить только правильное взаимодействие образовательного учреждения и семьи.
В сотрудничестве с семьей особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания, главным условием которого является включение родителей в жизнь детского сада так, чтобы семья и сад не заменяли, а дополняли друг друга. Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с отечественными православными традициями утрачен.
Традиции семейного воспитания осваиваются детьми дошкольного возраста в процессе воссоздания годового уклада детской жизни в семье, определяющего содержание и виды деятельности детей в совместной деятельности взрослого и ребенка и в самостоятельной деятельности детей.
Работа начинается с информационного стенда для родителей, на котором расположена информация для родителей о духовно-нравственных ценностях, памятки, советы и т.д. посвящены семейным традициям, духовно-нравственным основам уклада жизни семьи.
Консультации «Духовная природа семьи - основа духовно-нравственного воспитания ребёнка», «Этикет для малышей», «Детская агрессивность», «Культура общения», «Особенности воспитания мальчиков», «Мать - пример для дочери». Памятки «Почему нужно беречь родных», «Что разрушает семью», «Значение пословиц в жизни общества», «Как приучать выполнять простые просьбы и поручения».
Семинар-практикум «Отец в жизни ребёнка», «Роль семейного общения в развитии речи детей раннего возраста».
В течение года часть занятий, а также праздники (Новый год, Рождество Христово, Масленица, Светлое Христово Воскресение, дни ангела и дни рождения детей) проводятся совместно: с участием детей и родителей. Такие мероприятия позволяют устанавливать тесное взаимодействие с семьями воспитанников и обеспечивают педагогическое просвещение родителей. Формирование позиции социального сотрудничества актуально для большинства родителей.
В группе создана соответствующая развивающая среда. С помощью родителей оформлен уголок краеведения: куклы в русских костюмах, мини-музей по русской культуре. Фотоальбомы «Моя семья», «Мой дом», «Любимый детский сад», «Улица, на которой я живу», «Я делаю сам».
Обыгрывая известные сказки, ребенок начинает задумываться о поведении персонажа. Обсудив все стороны показанных ситуаций, он делает свой вывод, приобретает свой жизненный опыт построения отношений, выбирает манеру поведения, поэтому привлекали родителей к театрализации сказок: «Колобок, румяный бок», «Вкусная репка», где взрослые исполняли главные роли.
Проводили акцию «Зимующая птица», родители изготовили кормушки, организовали подкормку птиц в зимний период.
Подготовка к празднику Великой Победы дарит детям радость и гордость за свою страну, так как в этот период происходит глубокое изучение литературы о военном времени, просмотр фотографий войны и Победы, разучивание песен военных лет, знакомство с национальными героями, костюмами.
Постепенное включение всех членов семьи в активное воспитание своих детей идет от организаций выставок из природного материала, рождественских и пасхальных поделок, подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников. Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания, предоставляет родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.
Кроме того, родители привлекаются к субботникам, к участию в озеленении территории дошкольной образовательной организации.
Таким образом, взаимодействие педагогов и родителей с целью духовно-нравственного воспитания детей служит сплочением старшего и младшего поколения, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине». Это создает благоприятную атмосферу для духовно-нравственного воспитания ребенка.
Литература:
1. Гладкова, Ю.А., Взаимодействие с семьёй: Вопросы планирования. Ребёнок в детском саду № 4, 2006
2. Островская, Л.Ф., Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение,№4, 2008
3. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей М.: Издательство "Планета 2000", 2002
Апрель 2021